Слайд 1ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
1 этап – целеполагание.
«Доска
и мел – наши главные инструменты,
но хочется большего…..»
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший - учит ее находить.
А.Дистерверг.
Слайд 2Основная цель современного обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся,
компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.
Слайд 3Основные компетенции, определённые Советом Европы:
Политические и социальные компетенции - способность взять
на себя ответственность, толерантность к разным этнокультурам и религиям, участие в функционировании демократических институтов.
Межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга.
Коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet.
Социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ.
Персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала
Слайд 4«Компетенция» от латинского competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлён, обладает познаниями и опытом
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним
Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Слайд 5Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение
к ней и предмету деятельности
Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Слайд 6Направления совершенствования образовательного процесса в школе:
формирование умения применять знания в
ситуациях, отличных от тех, в рамках которого получены эти знания,
направление усилия на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, а также решению поставленных проблем, при оценке образовательного результата,
использование инструментария, направленного на диагностику сформированности компетенций.
Слайд 7Современный урок - отвечающий на вызовы времени.
Обучающий - чему?
Умению эффективно действовать
в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.
Воспитывающий - что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность.
Развивающий - что?
Деятельность (стратегическую деятельность, исследование, проектирование, сценирование, моделирование, конструирование, прогнозирование результата), мышление (теоретическое, критическое, творческое, навыки переработки информации, качества мышления), рефлексию.
Слайд 8При внедрении компетентностного подхода в практическую деятельность следует руководствоваться принципами:
- в
любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
- создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
- освоение учениками знаний, умений, навыков и различных способов деятельности;
- регулярно осуществлять рефлексию процесса обучения;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Слайд 9Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в
себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание.
Слайд 10Характеристики целей урока:
SMART – это абривиатура, которая помогает запомнить пять важнейших
критериев постановки «правильных »целей:
S-Specific – конкретная
M-Measurable – измеримая
A-Achievable – достижимая
R-Realistiс – реалистичная
T-Timed – ограниченная во времени
Слайд 11Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с
определенным результатом
- изучить….
- научить писать…
- познакомить…
- показать …
- совершенствовать …
- выбирать …
- назвать …
- дать определение …
- проиллюстрировать …
- написать…
- перечислить …
- выполнить …
- научить и т.д.
Слайд 12Развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:
-учить сравнивать при…
- учить выделять
главное при …в…
- развивать логическое мышление при…, через…
- развивать устную связную речь через…
- развивать орфографическую зоркость через… и т.д.
- развивать умение делать выводы при… и т.д.
Слайд 13Воспитательные цели могут быть сформулированы следующим образом:
- вызвать заинтересованность …
-готовить учеников
к самостоятельному решению задач …
- пробудить любознательность к…
- закрепить уверенность в …
- стремиться воспитывать чувства коллективизма, гуманизма, уважения к старшим, взаимопомощи, такта, отзывчивости.
- стремиться воспитывать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга.
- стремиться воспитывать чувство гордости за свой класс, школу, умение управлять эмоциями.
Слайд 14 Список целей может выглядеть так:
1) изучить материал модулей;
2) составить собственное представление о предлагаемом
реальном образовательном объекте;
3) усвоить основные понятия и законы темы;
4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;
6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;
8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
10) проявить и развить свои способности (назвать их);
11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
13) доказывать и опровергать утверждения педагога;
14) свой вариант цели.
____________________________________________________________________
Слайд 15Задание:
Сформулируйте цели к следующим темам:
1.Древнейшие люди.
2.Деление с остатком
3.Синтаксическая норма в
словосочетании.
4.Размножение и рост клеток
5. Сказ як сінтаксічная адзінка
Слайд 16Ответьте на вопросы:
1.Доступно ли доносилась информация?
2.Был ли материал полезным?
3. Будете ли
ВЫ использовать его в своей работе?
Успехов.
Спасибо за внимание.
Материал по теме можно получить в методическом кабинете.