Презентация, доклад по материалам мастер-класса Детско-родительское взаимодействие. Юдин М.Г.

Содержание

Содержание Понятие позиций взаимодействия и условия их формирования.Позиции взаимодействия.Ситуации взаимодействия.Формирование позиций взаимодействия в норме и патологии.Сценарии взаимодействия.Аффективные и поведенческие аспекты.Реактивные и функциональные компоненты взаимодействия.

Слайд 1ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
По материалам процессуального анализа взаимодействия
Казьмина А.М.
Москва 2015
Юдин М.Г.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕПо материалам процессуального анализа взаимодействия Казьмина А.М.Москва 2015Юдин М.Г.

Слайд 2Содержание
Понятие позиций взаимодействия и условия их формирования.
Позиции взаимодействия.
Ситуации взаимодействия.
Формирование позиций

взаимодействия в норме и патологии.
Сценарии взаимодействия.
Аффективные и поведенческие аспекты.
Реактивные и функциональные компоненты взаимодействия.
Содержание Понятие позиций взаимодействия и условия их формирования.Позиции взаимодействия.Ситуации взаимодействия.Формирование позиций взаимодействия в норме и патологии.Сценарии взаимодействия.Аффективные

Слайд 3Ответьте на вопросы
Как вы понимаете взаимодействие?
В каких сферах жизнедеятельности взаимодействия

встречается?
Какой возрастной период жизни наиболее важен для формирования основных моделей взаимодействия?
Каковы условия формирования позиций взаимодействия?
Ответьте на вопросыКак вы понимаете взаимодействие? В каких сферах жизнедеятельности взаимодействия встречается?Какой возрастной период жизни наиболее важен

Слайд 4Основные понятия
Позиции взаимодействия – это готовность взаимодействовать с другими определённым образом.
В

норме все позиции формируются в младенчестве по мере развития целенаправленного поведения – функционального развития и понимания других.
Условия формирования:
интрапсихические (психофенотип);
социально-психологические (социальная ситуация развития).


Основные понятияПозиции взаимодействия – это готовность взаимодействовать с другими определённым образом.В норме все позиции формируются в младенчестве

Слайд 5ДОМИНИРОВАНИЕ – (Д) (приоритет своих целей)
Варианты:
Инструментальный –
«другой» средство
достижения целей.
Партнёра

побуждают
к действию.
Контролирующий –
«другой» делает не то,
что я считаю правильным и полезным. Преобладают попытки остановить активность другого.

ДОМИНИРОВАНИЕ – (Д) (приоритет своих целей)Варианты:Инструментальный – «другой» средство достижения целей. Партнёра побуждают к действию.Контролирующий – «другой»

Слайд 6ПОДЧИНЕНИЕ – (П) (приоритет целей партнёра)
ВАРИАНТЫ:
Защитный –
я выполняю то,
что требует

«другой»
ради избегания
худшего.
Альтруистический –
я делаю для «другого»
то, что отвечает его
потребностям, возможно, за счёт моих интересов.
ПОДЧИНЕНИЕ – (П) (приоритет целей партнёра)ВАРИАНТЫ:Защитный – я выполняю то, что требует «другой»ради избегания худшего.Альтруистический – я

Слайд 7СОТРУДНИЧЕСТВО – (С) (цель общая, но действия разделены)
ВАРИАНТЫ:
Иерархический – вместе делаем общее

дело, но один из нас управляет всем процессом.
Паритетный – мы
вместе делаем
общее дело и
решения принимаем
сообща.
СОТРУДНИЧЕСТВО – (С) (цель общая, но действия разделены)ВАРИАНТЫ:Иерархический – вместе делаем общее дело, но один из нас

Слайд 8НЕЗАВИСИМОСТЬ – (Н)
Варианты:
Автономный – я сам способен делать то, что мне

интересно и важно.
Конфликтный – я не
хочу ничего делать
вместе с этим
человеком – он опасен.

НЕЗАВИСИМОСТЬ – (Н)Варианты:Автономный – я сам способен делать то, что мне интересно и важно.Конфликтный – я не

Слайд 9Ситуации взаимодействия
Взаимодействие:
Конгруэнтное – аффективно позитивное (Сс, Нн)
Частично-конгруэнтное – негативно-позитивное (Пд, Дп)
Неконгруэнтное

– обоюдонегативное (ДД и другие)
Ситуации взаимодействияВзаимодействие:Конгруэнтное – аффективно позитивное (Сс, Нн)Частично-конгруэнтное – негативно-позитивное (Пд, Дп)Неконгруэнтное – обоюдонегативное (ДД и другие)

Слайд 10Патология позиций взаимодействия
Все позиции взаимодействия имеют важное приспособительное значение.
В патологических случаях

субъект может не иметь возможности занимать некоторые позиции взаимодействия и в большинстве случаев занимает какую-то одну позицию, вне зависимости от позиции, занимаемой партнёром.
Патология позиций взаимодействияВсе позиции взаимодействия имеют важное приспособительное значение.В патологических случаях субъект может не иметь возможности занимать

Слайд 11Сценарии взаимодействия
В процессе контакта партнёров происходит последовательная смена ситуаций взаимодействия, что

составляет сценарии, которые могут повторяться.
Адаптация к партнёру предполагает выработку адаптивных сценариев взаимодействия.
Сценарии взаимодействияВ процессе контакта партнёров происходит последовательная смена ситуаций взаимодействия, что составляет сценарии, которые могут повторяться.Адаптация к

Слайд 12Аффективные составляющие взаимодействия
Психическое состояние партнёров. Нарушение аффективного гомеостаза ведёт к затруднению

установления позитивного взаимодействия.
Сформированные аффективные значения партнёра. Примеры:
Негативное отношение к другому ведёт к позиции Н – конфликтный вариант;
Позитивное отношение - к С.
Текущие аффективные ожидания и реакции.
Аффективные составляющие взаимодействияПсихическое состояние партнёров. Нарушение аффективного гомеостаза ведёт к затруднению установления позитивного взаимодействия.Сформированные аффективные значения партнёра.

Слайд 13Поведенческие аспекты
Наиболее частотные категории поведения при взаимодействии :
Ориентационные действия:
наблюдение за партнером;
вопросы,

проясняющие состояние, мысли партнера;
Исполнительные действия:
команда;
контроль, включая задавание контрольных вопросов;
критика;
игнорирование;
наказание;
выполнение;
просьба\обращение за помощью\помощь;
защита (агрессия, избегание, манипуляция, отказ и т.п.);
приглашение к сотрудничеству.

Поведенческие аспектыНаиболее частотные категории поведения при взаимодействии :Ориентационные действия:наблюдение за партнером;вопросы, проясняющие состояние, мысли партнера;Исполнительные действия:команда;контроль, включая

Слайд 14Реактивные и функциональные компоненты взаимодействия
К реактивному компоненту – активация позиций, сценариев

и поведенческих шаблонов в зависимости от психического состояния субъекта его отношения к месту и партнёру, доминирующей потребности.
К функциональному – цели, актуальная структура функциональной системы, построенная на основе текущей ориентировки, выбора позиций, сценариев и шаблонов поведения.

Реактивные и функциональные компоненты взаимодействияК реактивному компоненту – активация позиций, сценариев и поведенческих шаблонов в зависимости от

Слайд 15


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 16Источники
Журнал «Клиническая и специальная психология» №4 2012
www.psyjournals.ru/psyclin
psyclin@mgppu.ru
© 2012 Московский

городской психолого-педагогический университет
© 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение

Источники Журнал «Клиническая и специальная психология» №4 2012www.psyjournals.ru/psyclinpsyclin@mgppu.ru © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет© 2012 Портал психологических

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть