Презентация, доклад по логопедии УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Содержание

В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность школы становится , немыслимой без организации системы КРО детей с ОВЗ испытывающих трудности в усвоении учебной, программы в адаптации к школе и социальному окружению.

Слайд 1Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа- интернат№6 для детей с

ограниченной возможностью здоровья г. Ялуторовска


УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ










Выполнила:
Учитель- логопед:
Биктимирова Г.Ф.

Ялуторовск, 2019


Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа- интернат№6 для детей с ограниченной возможностью здоровья г. Ялуторовска

Слайд 2
В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность школы становится

, немыслимой без организации системы КРО детей с ОВЗ испытывающих трудности в усвоении учебной, программы в адаптации к школе и социальному окружению.
В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность школы становится , немыслимой без организации системы КРО

Слайд 3Работа над техникой чтения процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный

для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено
Задача: Научить детей правильно хорошо читать в младших классах.
Работа над техникой чтения процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники

Слайд 4 Но научить по - настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать

для ребенка с ОВЗ, благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.

Но научить по - настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ, благоприятные условия,

Слайд 5УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Учащиеся с ОВЗ во время

чтения не умеют регулировать свое дыхание Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика И используются упражнения на развитие подвижности: речевого аппарата «звуковая разминка»
1. Читаем быстро смотрим внимательно
оиэ аоея еаёио
яою аюоеэёюяу
ыяюуёюуюуаою
2. Читаем гласные с ударением на одном из них
еаоеуыиэ еаоеуыиэ еаоеуыиэ
Можно разнообразить это упражнение произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог потом на 2-й слог потом на 3- й
ДА–да- да, да- ДА –да, да- да- ДА
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание

Слайд 63. Сделать глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда

(звуками):
м с Зк т р б н в З р л н х р
4. Читаем цепочку слогов
ло бажуня
ли сажа синяки
5. Читаем слова с наращиванием
По - вар жар, смей, пей, шёл, вёл
3. Сделать глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками): м с Зк т р

Слайд 7УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ

ПРАВИЛЬНОГО И СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯ

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат что тормозит быстрое чтение поэтому в 1 -м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения
1.Чтение сочетаний двух трех согласных с гласными:
с т р
ы и о э е я ю е у а
с т в
2.Читаем медленно в умеренном темпе убыстряя темп
Жз тноктри
и
дру збистру

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ПРАВИЛЬНОГО И СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯУ детей с

Слайд 83. Восстанови окончания слов
Для этого нужно прочитать в быстром темпе

написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.
Например:
Вороб сидел на ветк и чирикал
4. Скороговорки
Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
а. Прочитай скороговорки орфографически
б. Прочитай скороговорки орфоэпически
в. Работа с табличками дети читают скороговорку в соответствии с заданием
Тихо громко шепотом
немое кино (произносят беззвучно)
3. Восстанови окончания слов Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми

Слайд 91.Найди лишнюю букву о и б я у
Можно из старых газет

вырезать любые тексты и раздать их детям Задание сегодня мы вычеркиваем только букву «И» Завтра другую и т д
2. Найди лишнее слово
Прочитай Обоснуй свой выбор
слонмедведьтигр
лев бабочка кошка
3. Фотоглаз
За 20 секунд дети должны взглядом сфотографировать слова и ответить на вопрос Есть ли среди этих слов…?
: Например
орехручейперьяразогнался
Тропические ошеломлённый
1.Найди лишнюю букву о и б я уМожно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их

Слайд 104. Да или нет
Дети слушают предложения и определяют, может ли это

быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет то требуется доказательно это объяснить
Выпал снег Алеша вышел загорать
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед
Это упражнение нацелено на внимание к тексту его сознательное освоение умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывания
4. Да или нетДети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где,

Слайд 11УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ
1.Игра в

прятки
Указывается страница учебника любая а затем читается текст Дети должны найти страницу глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
2.Чтение со счетом слов
Памятка
Плотно сожми губы и зубы
Читай только глазами
Читай как можно быстрее при этом считая про себя слова текста
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
3. Игровое упражнение Догони
Дети читают отрывок текста хором вполголоса прислушиваясь к голосу учителя который читает громко с достаточно высокой скоростью и тянутся за ним пытаясь догнать
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ1.Игра в пряткиУказывается страница учебника любая а затем

Слайд 12УПРАЖНЕНИЯ , СПОСОБСТВУЮЩИЕ СИНТЕЗУ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ
1.Из каждого слова вынь по

одной букве Сделай это так чтобы из оставшихся получилось новоеслово
полк краска склон экран беда тепло
кол каска слон кран еда поле
2. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?
розаг пар к
вол куткаш
осы кстолб
3. Соедини слова правого и левого столбиков так чтобы образовались новые слова
бал рак
призкот
воз глас
бой рот
кон вой
банккон
УПРАЖНЕНИЯ , СПОСОБСТВУЮЩИЕ СИНТЕЗУ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ1.Из каждого слова вынь по одной букве Сделай это так чтобы

Слайд 13РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся

с ОВЗ в начальных классах является речевая зарядка. Речевая зарядка помогает решить следующие задачи
установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов
дифференцировать сходные единицы чтения
накопить в памяти слоги и слов
внушить детям уверенность в себе

Дальнейшая работа с текстом уже не пугает их а напротив, вызывает интерес. Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКАОдним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классах является

Слайд 141.Дифференциация сходных слогов и слов
са - зама - мя гол -

кол
со –зомо - мё гора - кора
су –зуму - мюигра - икра
2. Чтение слогов по подобию
И - А- О- У
нина но ну
зи за зо зу
лила ло лу
При выполнении этого задания не обходимо обращать внимание детей на то как образованы слоги расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т е положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
1.Дифференциация сходных слогов и словса - зама - мя гол - колсо –зомо - мё гора -

Слайд 153.Чтение слов по подобию
макмайкаВаня
рак зайка Маня
бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения

подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов узнаваемые ими сразу с первого взгляда.
4. Чтение слов с наращиванием согласных
низ - вниз плыл - всплыл
чай - чайник бил - вбил
плеск - всплеск
двор - дворник
лез - влез копал - вскопал рыба - рыбак
3.Чтение слов по подобиюмакмайкаВанярак зайка Манябак гайка ТаняВ процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с

Слайд 165.Чтение слогов и слов с подготовкой.
а –ан - бан - бант
Е-

се - сер- серп
С- то- сто- ит- стоит
6.Чтение слов полученных путем перестановки букв или отличающихся одной двумя буквами.
пила - липа карп - парк
коза - коса палка - лапка
гора - рога ужи - лужи
кукла - кулак рыбак - рыбка
верь - зверь волос - слово
ручка - кручамышка - мошка
5.Чтение слогов и слов с подготовкой.а –ан - бан - бантЕ- се - сер- серпС- то- сто-

Слайд 177.Чтение однокоренных слов отличающихся друг от друга одной из морфем.
сад-садик ход-выход
яма

- ямка копал - копнул
решила - решала
купал - купался
8. Чтение слов начинающихся с одной и той же приставки но имеющих разные корни.
накормил унёс
напилил увёз
намазал увёл
7.Чтение однокоренных слов отличающихся друг от друга одной из морфем.сад-садик ход-выходяма - ямка копал - копнулрешила -

Слайд 18Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают

ритм темп чтения четкость артикуляции Их хоровое проговаривание организует школьников и создает в классе хороший эмоциональный настрой.
Речевая зарядка дает больший эффект если проводить ее перед чтением текста. При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты Их подбор
осуществляется с учетом нескольких требований:
доступность содержания
простота слов и предложений входящих в текст
относительная занимательность сюжета
Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм темп чтения четкость артикуляции Их

Слайд 19При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку

тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:
доступность содержания
простота слов и предложений входящих в текст
относительная занимательность сюжета
Работа над текстом проходит следующим образом:
1.Тексты на карточках разные по содержанию и объему раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика При этом учитель следит за тем чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом

Слайд 20РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
2.Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст

напечатанный на карточке про себя подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.
3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.
4. Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как школьники поняли текст а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа
Затем можно предложить ребенку задать вопрос классу. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос который он
задаст классу, если его вызовут для чтения.
5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности , выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ2.Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст напечатанный на карточке про себя подготавливаясь

Слайд 21ТЕКСТЫ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ЗАРЯДКИ
Помощь
Был сильный дождь Малыши шли из школы. У

дома большая лужа. Мальчик Коля видел что малышам
трудно пройти. Коля положил доску через лужу Малыши прошли Мама хвалила Колю за помощь.
Снежная баба
Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове было ведро.
Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной бабы была метла. нарисовали карандашом, как медведь
на лесном озере ловит рыбку.
ТЕКСТЫ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ЗАРЯДКИПомощьБыл сильный дождь Малыши шли из школы. У дома большая лужа. Мальчик Коля видел

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть