Слайд 1
«Су–Джок терапия
как одно из эффективных приемов,
обеспечивающих развитие познавательной,
эмоционально-волевой
сфер
ребенка с ОВЗ»
Выступление подготовила:
учитель- логопед высшей квалификационной категории
МБСКОУ СКОШ г. Лобня
Сакаева Наталья Витальевна
Слайд 2Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений рук.
Тренировка тонких движений пальцев является стимулирующей для общего развития ребенка, для развития речи и имеет большое значение для овладения письмом.
Ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое влияние функций руки на развитие головного мозга.
Значительную роль на коррекцию речевого развития детей с ОВЗ оказывают занятия по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях.
Развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи
Слайд 3Особенности учащихся
школы VIII вида
замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие;
нарушения координации движений глаз и рук;
трудности в воспроизведении движений по образцу;
нарушение темпа выполнения и воспроизведения;
плохая дифференциация движений по времени и амплитуде;
пространственные нарушения и пространственная дезорганизация;
дети часто не могут довести начатое до конца.
Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Слайд 4Исследование показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность
и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Часто у учеников с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Слайд 5 Аномалии моторного развития проявляются в следующем:
нарушена координация движений, общая
психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
Слайд 6В школе VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для
развития мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики.
Игры с пластилином
Игры с конструктором, мозаикой
Тренажеры для развития мелкой моторики (плетение, застёжки)
Игры с крупами
Шнуровки
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Су-Джок.
Рисование
Игры с бумагой
Упражнения с мячами
Игры со счетными палочками
Пальчиковые игры
Куклотерапия
Слайд 7Су-Джок терапия -
одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в логопедии.
Основанная
на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления.
Данный вид терапии разработан южно-корейским профессором Пак Чже Ву в 80-х годах XX века.
Противопоказания:
высокая температура
гнойные заболевания
открытые раны
онкологические заболевания
Слайд 8В переводе с корейского
"Су" означает – кисть "Джок" –
стопа
Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.
Слайд 9Задачи:
Нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
Активизировать области коры
головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
Использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности и на различных этапах коррекционной работы.
Воздействие на активные точки
Активизация зон коры головного мозга
Развитие интеллекта
Хорошо развитая кисть
Слайд 10Актуальность использования шариков Су -Джок:
повышение интереса к занятию
оказывает благотворное
влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствует развитию речи и оздоровлению
Слайд 11Преимущества использования:
Безопасность использования
Проводится индивидуально и с группой детей
Используется многократно в течении
дня
Самомассаж может быть включен в любое занятие
Игровая форма
Слайд 12Полифункциональность
Су-Джок в коррекционной работе
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Развитие пространственно-временной ориентировки
Развитие психических процессов
Развитие
цветовосприятия
Закрепление счётных операций
Активизация словаря и совершенствование грамматических категорий
Развитие мелкой и общей моторики
Слайд 13Формы работы с использованием
массажера Су - Джок
Пальчиковая гимнастика в стихах
Автоматизация
поставленных звуков
Использование Су –Джок шаров при совершенствовании лексико – грамматических категорий
Использование шаров для слогового анализа слов
Проведение звукового анализа слов массажными шариками трёх цветов: красный, синий, зелёный.
Слайд 14Методы и приёмы:
Игровой самомассаж проводится в виде
2 – 3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.
Предлагаю вам несколько упражнений.
Слайд 15Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии
с
текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж
специальным шариком
Слайд 16Упражнение № 1
Соединить ладони пальцами вперёд.
Су-Джок находится между ладонями.
Перемещать
ладони вперёд-назад, передвигая Су-Джок только мягкими частями ладони.
5 – 6 движений.
Слайд 17Упражнение № 2
Повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая
внизу.
Су-Джок находится между ладонями.
Перемещать массажёр вперёд-назад от ладони до кончиков пальцев.
1 – 2 движения на каждый палец.
Слайд 18Упражнение № 3
Взять Су-Джок подушечками большого и указательного пальцев.
Перетирающими движениями
кончиками пальцев перекатывать его вперёд-назад, слегка на него нажимая.
Аналогично делать массаж кончиков других пальцев.
3 – 4 движения на каждый палец
Слайд 19Упражнение № 4
Су - Джок удерживается в горизонтальном положении между большим
пальцем и указательным (средним, безымянным, мизинцем).
По команде прижимать его к ладони, а затем выдвигать его вперёд как можно дальше.
2 – 4 движения на каждый палец.
Слайд 20Упражнение № 5
Ладонь с разведёнными в сторону пальцами лежит на столе.
Между
средним и указательным (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) зажат Су-Джок.
Поднять Су-Джок усилием мышц как можно выше над столом.
Свободные пальцы прижаты к поверхности стола.
Повторять подъёмы 1 – 2 раза.
Слайд 21Упражнение № 6
Су-Джок лежит на столе.
Удерживая его подушечками указательных (безымянных,
средних, мизинцев) поднять над столом, а затем опустить в исходное положение.
Запястья опираются на стол.
Слайд 22Пальчиковая гимнастика
в стихах
На поляне, на лужайке
/катать шарик между ладонями/
Целый
день скакали зайки.
/прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве,
/катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
/прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали.
/положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали,
/вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
/гладить шаром каждый палец/
«Зайки»
«Обезьянка».
Обезьянка мыла мылом лапку
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила БОЛЬШОЙ,
Сполоснув его водой.
Не забыла и УКАЗКУ,
Смыв с него и пыль и краску.
СРЕДНИЙ мылила усердно:
Самый грязный был наверно.
БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой
Кожа стала сразу красной.
А МИЗИНЧИК быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
Слайд 23Автоматизация поставленного звука в речи.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый
палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Слайд 24Массаж пальцев эластичным кольцом Су – Джок
«Прогулка»
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик
в лес пошел
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Оттого и потолстел.
Упражнение выполняется сначала на правой руке, потом на левой.
Слайд 25Игры, направленные
на обобщение и расширение словаря,
развитие грамматического строя речи
«По
ладошке мяч катаю и животных называю»
«Я знаю 5 названий…»
«Едет, плывет, летит»
«Скажи ласково»
«Один-много»
«Что из чего сделано»
Упражнение «Один-много».
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Слайд 26Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по
инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:
красный шарик - в коробку;
синий – под коробку;
зеленый – около коробки.
Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Слайд 27Использование шариков для
звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики
трех цветов: красный, синий, зеленый.
По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Слайд 28Использование шариков
для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»
«По слогам
словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Слайд 29Связь звука с буквой, профилактика дисграфии
Прокатывание шариком по написанной букве.
Написание
буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
Слайд 30Игры,
направленные
на развитие в пространстве и времени
«Влево, вправо прокати
только
мяч не упусти»
«Мячик прыгает по мне - по груди и по спине»
«Шарик катится по дорожке»
«Мячик ты скорей катай, дни недели называй»
«Утро, день, вечер, ночь»
«Времена года»
Слайд 31Игры с цветом, со счетом
«Какой мячик лишний»
«Разложи по цвету»
«Соедини половинки»
« Сосчитай
все одинаковые»
«Мячик по руке катай,
по порядку всех считай»
Слайд 32Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют
инструкцию:
надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Слайд 33Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет детям:
овладеть навыками письма, рисования,
ручного труда,
что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
лучше адаптироваться в практической жизни;
научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 34В результате использования
Су - Джок терапии:
осуществляется благоприятное воздействие на весь
организм;
стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
развивается координация движений и мелкая моторика;
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Слайд 35Анализ результатов работы с шариками Су-Джок
Су- Джок оказывает лечебное и
профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.
К концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой; грамматически правильно построенными предложениями, согласовывая слова в роде и числе; у детей сформировались фонематические представления.
Улучшилась произносительная сторона речи, укрепились мышцы мелкой моторики, сформировались пространственные отношения, обогатился словарный запас, развилась лексико-грамматическая сторона речи.
Слайд 36Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов
н/Д: Феникс, 2009.
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38
4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
5. Пак Чже Ву. Вопросы терапии и практики Су – Джок. – Академия, 2009. 6. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; ACT; СПб.; Сова, 2007. 7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.
8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
9.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.