Слайд 1Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа – интернат №6 для
детей с ОВЗ г. Ялуторовска
«Секреты – учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»
Выполнила:
Учитель- логопед:
Биктимирова Г.Ф.
г. Ялуторовск, 2019
Слайд 2Цель: Представление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории
педагогов школьного образования.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей младшего школьного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Слайд 3Звуковая культура речи
1.Развитие движений артикуляционного аппарата.
2.Последовательная работа над коррекцией проблемных
звуков.
3. Профилактика речевых нарушений.
Слайд 4I этап постановки звуков – артикуляционная гимнастика
Цель: Выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд 51. «Лопаточка»
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык Держим 10 сек,
повторяем 5-6 раз
Слайд 62.«Чашечка».
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму
"чашечки", то есть слегка приподнять кончик и края языка. Повторить 10 раз.
Слайд 73.«Грибок».
Плотно прижать всю поверхность языка к небу, сначала широко улыбнуться, а
затем – полностью открыть рот. Нужно чтобы язык напоминал шляпку гриба на «ножке» — подъязычной связке.
Слайд 84. «Лошадка».
В течение минуты-двух делать цокающий звук – как копыта лошади
– с открытым ртом.
Слайд 95.«Маляр».
С открытым ртом провести языком по поверхности неба вперед-назад.
Слайд 10 «Вкусное варенье».
Облизать сначала верхнюю губу слева направо, затем – нижнюю
губу справа налево.
Слайд 117.«Качели».
Попеременно ставить кончик языка сначала за верхний зубной ряд, потом –
за нижний. Производить небольшую задержку при смене положения.
Слайд 128.«Барабанщик».
Наполовину приоткрыть рот, сделать широкую улыбку и бить кончиком языка по
альвеолам (бугоркам на небе), говорится «ДДДД». Делать на протяжении всего выдоха, повторить 5 раз.
Слайд 13II этап постановки звуков – Речевое дыхание
Цель – научить детей быстро,
бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Слайд 14Первый этап работы - Игры и упражнения для формирования плавного ротового
выдоха
1.«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.
2.«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.
3.«Осенняя мелодия»
Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.
4.«Снег идёт!»
Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.
5. «Одуванчик».
Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.
Слайд 156. «Вертушка. Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем
на вертушку.
7. «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.
8. «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.
9. «Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.
10.«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.
Слайд 16Второй этап работы - Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога,
слова, фразы)
1. «Пропевание гласных звуков с движениями»
Все гласные звуки пропеваем на выдохе.
1.«Распускающейся цветок» Звук «А». Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.
2.«Порубим дрова». Звук У. Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».
3.«Облачко лети». Звук «О». Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».
4.«Большой мяч» Звук «Э». Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.
5.«Качели» Звук «Ы». Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».
6.«Солнышко» Звук «И». Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».
Слайд 172.Игры с согласными звуками
1.«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить
звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.
2.«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.
3.«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».
4.«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»
Слайд 18III этап – Развитие мелкой моторики
Цель: Развитие мелкой моторики у детей
младшего школьного возраста посредством дидактических игр и игрушек.
1. Массажный мяч
2. Шар с резинками
3. Прищепки
4. Су-джок терапия
5. Пальчиковая гимнастика
6. Мозаика
7. Пазлы
8. Шнуровки
9. Песочная терапия
Слайд 19Пальчиковая гимнастика
«Дом».
Я хочу построить дом - Руки над головой «домиком».
Чтоб
окошко было в нём - Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла - Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял - Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял - Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было - Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл - «Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл - Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Слайд 20IV этап – Развитие фонематического слуха
Цель: Научить ребенка слушать и слышать.
1. «Услышь правильное слово»
Правильно-зеленый кружок, не правильно-красный
БАРАН ЛАКЕТА ПАРУС
БАГАН ЯКЕТА ПАЛУС
БАЛАН РАКЕТА ПАВУС
БАНАН ВАКЕТА ПАЙЮС
2.Отложи картинки со звуком «Р»
Слайд 21V этап – Постановка звуков
Цель: - научить ребенка правильно произносить звук
«Р»
Механическая постановка звука. Наденьте на указательный палец напальчник, приоткройте рот, поднимите язычок вверх, произнесите протяжное «джжжжжжж» и выполните ритмичные движения пальцем по кончику языка.
Отрабатываем звук «Р»
Изолированно Игра «Как рычит тигр?»
Р – Р – Р – Р
1.В слогах
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
Слайд 222.В словах, чистоговорках
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной
слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок, рручей, ррука, ррубин, па-ррус,
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома, рроза, роща, пе-рро, у-ррок
Ры-ры-ры, ры-ры-ры -
вот слова со слогом ры:
Рыба, рысь, рыжик.