Слайд 1Лекция 2
Понятие и симптоматика речевого нарушения
КГУ СШ №7, город Аксу,
2016 г.
учитель - логопед
Хохлова Анастасия Владимировна
Слайд 2Нарушение речи
Отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной
языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи.
Слайд 3Механизм нарушения речи
Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение
и развитие нарушений речевой деятельности.
Слайд 4Особенности речевых нарушений
Не соответствуют возрасту говорящего
Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и
выражением незнания языка
Связаны с отклонениями в функционировании психо-физиологических механизмов речи
Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка
Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Слайд 5Нарушение речи
Нарушение речи
Недоразвитие
Распад (утрата)
Задержка речевого развития
Слайд 6Недоразвитие речи
Проявляется как качественно более низкий уровень сформированности той или иной
функции или речевой системы в целом.
Слайд 7Разграничение понятий
При нарушении речевого развития
При задержке речевого развития
искажается
процесс
речевого
онтогенеза
наблюдается
замедление темпа
овладения ребенком
тех или иных компонентов
родного языка,
при котором нет признаков
качественных нарушений,
но уровень речевого развития
не соответствует
возрасту ребенка.
Слайд 8Распад речи
Утрата имевшихся
речевых навыков и коммуникативных умений
Слайд 9Симптом нарушения речи
Признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности
Слайд 10Симптоматика нарушений
Совокупность признаков (проявлений) нарушения компонентов речи на уровнях
звукопроизношения
слоговой структуры слова
словаря
грамматического
строя речи
структуры и смысловой организации предложения.
Слайд 11
Симптомы нарушения звукопроизношения
отсутствие звука
смешение звуков
искажение звука
Слайд 12Симптомы нарушения слоговой структуры
элизии
вставки
перестановки
контаминации
итерации
Слайд 13Примеры элизий
элизия первого звука в слове: ашина – машина;
элизия согласного звука
в стечении звуков: камейка – скамейка, катина – картина, капута – капуста
элизия одного слога в начале слова: тина – картина;
элизия первого слога и звука из следующего слога: ина – машина
элизия нескольких слогов в начале слова: ва – корова;
элизия слога или нескольких слогов в середине слова: доняй – догоняй; пуца – пуговица
элизия первого и последнего слогов в слове: тене – полотенце
элизия последнего звука или слога в слове: капу – капуста, мячи – мячик.
Слайд 14Примеры перестановок
перестановка может касаться звуков, отстоящих (бендяк – бедняк, баклуки –
каблуки, здоворо – здорово, босачка – собачка, капетик – пакетик, зи дома – из дома) или рядом расположенных (боск – бокс, корвик – коврик, дровец – дворец, кусасля – кусался)
перестановка слогов в слове: зыпури – пузыри, пувигоца – пуговица, кошоладка – шоколадка, пасаги – сапоги
перестановка звуков или слогов в соседних словах: выворот нашиворот – шиворот навыворот, до пороги – по дороге
Слайд 15Перестановка как тип ошибки также может выходить за пределы слова
слова
в предложении или словосочетании: Таня наша громко плачет, мячик уронила в речку; Петровна Ольга вместо Ольга Петровна
предложения в тексте: выросла репка большая, дед посадил
цифры в составе числа или математического действия: 345 вместо 543, 37 – 43 вместо 73 – 43
Слайд 16Вставка
Добавление звука или слога в слоговой состав слова.
При произнесении слова
со стечением согласных для облегчения переключения происходит добавление нечеткого гласного звука: девочика, маличики. В ряде случаев происходит вставка согласного звука: блюждечко.
Слайд 17Итерация
Удлинение слогового контура проявляется в многократном стереотипном бессудорожном повторении одного из
слогов слова: панамама – панама, мололоко – молоко, петутух – петух. Итерации как тип ошибки встречаются как в устной, так и в письменной речи, и могут выходить за пределы слога и распространятся на слова: Там там холодно.
Слайд 18Контаминация
Ошибочное воспроизведение слова, представляющие собой смешение элементов от двух или более
слов:
белток – белок, желток
капусеница – гусеница, капустница
шкафоньер – шкаф, шифоньер
авака – ав-ав, собака
Слайд 19Антиципация
Замена предшествующих звуков последующими:
на девевьях – на деревьях
дод крышей – под
крышей
Слайд 20Персеверация
Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению.
Персеверация иначе определяется
как “застревание”:
магазим – магазин
за зашиной – за машиной
Слайд 22Количественные нарушения словаря
проявляются в несоответствии словарного запаса ребенка средним показателям возрастной
нормы и крайне медленном его увеличении.
Словарный запас органичен, как правило, обиходно-бытовой лексикой, в речи используются преимущественно существительные и глаголы с конкретным значением.
Слайд 23Качественные нарушения
вербальные парафазии – неправильного употребления слова в устной или письменной
речи: гусь в значении петух, окно в значении форточка, у рыбы поплавки в значении плавники, болит коленное блюдечко в значении коленная чашечка, холодец в значении леденец и т. д.
нарушения антонимических средств языка: высокий – маленький, широкий – большой, бежать – не бежать, высокий – не высокий, весной река растаяла, а осенью затаяла и т. д.
нарушения синонимических средств языка: потеряла – заблудила (тетрадь), горе – печальный и т. д.
нарушения родовых понятий – сужение (к понятию животные относят только домашних и диких млекопитающих и т. д.), расширение (к понятию мебель относят бытовую технику, предметы домашней обстановки и т. д.), смешение (ягоды в значении фрукты, одежда в значении обувь и т. д.)
несформированность обобщающих понятий – отсутствие или неадекватное использование (вороны в значении птицы, обувь в значении сапоги и т. д.)
Слайд 24Нарушения грамматического строя речи
Аграмматизм – нарушение понимания (в импрессивной речи) и
употребления (в экспрессивной речи) грамматических средств языка.
Грамматические нарушения можно подразделить на три основных вида:
отсутствие грамматической формы в речи ребенка, когда используются аморфные лепетные или звукоподражательные слова-корни или слова, близкие к общеупотребительным, в “застывшей” грамматической форме
искажение грамматической формы – слово изменяется с помощью средств, не свойственных русскому языку: солить сольи вместо солью, ехать на лошадкаф вместо на лошадках, т. е. ребенок использует флексии, отсутствующие в парадигме склонений существительных
замена одной грамматической формы другой или смешение с одной или несколькими формами этого же слова: копать лопатком вместо лопаткой – при выборе окончания ребенок использовал окончание этого же падежа из парадигмы другого склонения вследствие патологической генерализации грамматической формы; ехать по дорогу вместо по дороге – формируя предложно-падежную конструкцию, ребенок правильно выбрал предлог, но смешал окончания винительного и предложного падежей в пределах парадигмы одного склонения.
Слайд 25Нарушение словообразования
неправильное использование суффиксов или использование ненормативных суффиксов: грибик вместо
грибок, глазенок вместо шкафчик, глазок, дождянка вместо дождик, бабочочка вместо бабочка, яблокевый вместо яблочный, фарфорная вместо фарфоровая, кожистый вместо кожаный, сосенная вместо сосновая
выбор суффиксов, не соответствующих грамматическому значению рода: банчик вместо баночка, яблочек вместо яблочко
искажение корневой части производного слова: ногища вместо ножища, куклака вместо куколка, снегинка вместо снежинка
употребление словосочетания исходного существительного с прилагательным маленький вместо образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом или: маленький стол вместо столик, маленькая шапка вместо шапочка, маленькая белочка вместо белочка, маленький домик вместо домик
неправильное употребление приставок: полнено срубил вместо разрубил, пятно покрасил вместо закрасил, птица улетает из клетки вместо вылетает, цветы льет из лейки вместо поливает
Слайд 26Нарушения голоса
афония – полного отсутствия голоса;
дисфония – расстройства голосообразования, при котором
голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, сиплым, срывающимся, прерывистым, затухающим и т. д.);
фоностения – ослабленности голоса, при которой нарушения голосообразования проявляются не постоянно, а эпизодически как следствие перегрузки, осложнения после болезни и т. д.
Слайд 27Нарушения темпа речи
брадилалия – патологически замедленный темп речи;
тахилалия – патологически ускоренный
темп речи;
баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором дополнительно проявляются неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов;
полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.
Слайд 28Нарушения ритма речи
Речь может быть
скандированная, с равномерным и четким выделением пауз
между слогами или словами
фрагментарная, c неравномерными паузами между элементами высказывания (слогами, словами, словосочетаниями).
Нарушение ритма и плавности речи могут проявляться в виде нарушения акцентуации – нарушения словесного или фразового ударения, а также в виде итерации – несудорожных запинок или повторов в речи.
Слайд 29Нарушения речи
могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных
сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения.
Слайд 30Теория сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом
Сложность структуры речевого
нарушения, так же как других видов отклонения в развитии, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений.
Слайд 31Учение Л.С.Выготского
Первичная симптоматика - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни
(детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляционного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т.д.).
Вторичные нарушения возникают опосредованно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.
Слайд 32Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно
дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи
Успехов в работе!