Слайд 1Профилактика
нарушения письменной
речи
Выполнила: слушатель курсов ИДО
Павленко Елена Александровна
Слайд 2Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения
своих мыслей.
В понятие «письменная речь» входит:
Чтение;
Письмо.
Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Слайд 3Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи.
Чтение –
восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух
Слайд 4Нарушения речи бывают двух видов:
нарушения устной речи (как ребенок говорит);
нарушения письменной речи (как он пишет).
Слайд 5 Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
Речедвигательного – помогает осуществлять
проговаривание.
Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука.
Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти.
Зрительного – участвует в подборе нужных букв.
Слайд 6Нарушения письменной речи:
Дисграфия - (частичное стойкое, специфическое расстройство процесса письма; применительно
к младшим школьникам вернее говорить о трудностях овладения письмом)
Эволюционная дисграфия или ложная - (проявление естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму: отсутствие обозначения границ предложения, слитное написание слов, забывание букв, особенно прописных, нехарактерные смешения (Еура – Юра, Йолка - ёлка, «льубит своюу маму»), зеркальная обращенность букв.
Смешанная форма дисграфии (например: аграмматическая с элементами оптической)
Слайд 7Дисграфические ошибки
Стойкие;
Сохраняются в течение многих месяцев;
Повторяются;
Обусловлены несформированностью
высших психических процессов.
Слайд 8Виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения.
Вторично – нарушение фонематического
слуха.
2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия.
Слайд 95. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительно-
пространственного восприятия.
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны речи.
6. Дизорфография
Слайд 10
Дислексия - дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует
многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением»
Виды дислексии:
Фонематическая;
Аграмматическая;
Мнестическая;
Семантическая;
Оптическая.
Слайд 12Виды ошибок
2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)
Слайд 16 Дизорфография - характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися
орфографических умений и навыков и применения их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.
Аграфия - (полная невозможность овладением навыка; иногда возникает у грамотных людей после перенесенных заболеваний либо травм головного мозга – в этих случаях нарушения навыка письма выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести)
Слайд 17Рекомендации
Постановка звука (правильная артикуляция звука)
Развитие движений губ, языка, щек
Контроль за правильным
произношением звуков.
Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи
Скороговорки, чистоговорки
Дифференциация звуков
Слайд 18Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников?
Вот несколько игр и
упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием изученных орфограмм.
Упражнение «Волшебный диктант»
(Если ребёнок пропускает буквы)
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
Слайд 19Упражнение «Словесный мяч".
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя
слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.»
Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй.
Игра «Заколдованные слова»
Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово.
Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
«Лабиринты»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Слайд 20
Упражнение «Весёлый мультфильм»
(Если ребёнок делает ошибки в словарных словах).
Даём ребёнку задание: мысленно
сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: корабль, корова, лестница, корзина…
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов.
Слайд 21
Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно
крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
Слайд 22
Игра «Пропавшие слова»
Тишина царит в дремучем … Умолкли …
Вот-вот начнется … .
Игра «Закончи предложение»
Барсик залез на дерево, которое ……..
Барсик залез на дерево, потому что ……
Барсик залез на дерево, где ………….
Слайд 23Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
Формирование функционального базиса навыков чтения.
Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду.
Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.
Слайд 24Акустическая дисграфия
Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
Повторение слоговых цепочек
Отбор картинок на звук «с»
Слова- паронимы
Слайд 25Виды ошибок
1. Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)
Слайд 26Виды ошибок
2. Неправильное обозначение мягкости согласных
Слайд 27Виды ошибок
3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)
Слайд 28Замены и смешения букв
Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»
Слайд 29Рекомендации
Правильная артикуляция смешиваемых звуков
Опорные схемы, знаки, цвета и символы
Опора на разные
анализаторы
Дифференциация смешиваемых звуков
Слайд 30Рекомендации
Упражнения для развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений
Ориентировка в правой
и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;
Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;
Конструирование фигур из спичек, палочек;
Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные»).
Слайд 31
Направления работы при устранении оптической дислексии и дисграфии
развитие зрительного восприятия, узнавание
цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
расширение объема и уточнение зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза.
Слайд 32
Основные направления в работе по устранению аграмматической дислексии и дисграфии:
уточнение
структуры предложения;
развитие функции словоизменения и словообразования;
работа по морфологическому анализу состава слова;
работа с однокоренными словами
Слайд 33Несколько советов родителям:
1. Как можно чаще играйте с детьми в ролевые
игры.
2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.