Слайд 1
«МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ. СИМПТОМЫ»
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог
СШ №177 г. Минска
Ленсу Н.Л.
Слайд 2
Алалия — полное или частичное отсутcтвие речи у
детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.
Слайд 3
Симптомы моторной алалии:
Неврологические симптомы моторной алалии:
неравномерное напряжение или вялость мышц;
непроизвольные движения
мышц;
навязчивые движения;
неправильная осанка, походка, нарушения координации движений;
ребенок может быть гиперактивным или, наоборот, слишком вялым;
моторная алалия часто встречается у левшей.
Слайд 4
Речевые симптомы моторной алалии:
задержка развития внешней (экспрессивной) речи ребенка;
нарушения
речи видны во всех ее проявлениях: в звукопроизношении (фонетика), в подборе лексики и т.д.;
ребенок мало или практически совсем не говорит;
у малыша не наблюдается компенсации дефекта, то есть, нет такого, что ребенок не говорил до трех лет, а потом неожиданно начал говорить целыми предложениями;
ребенок плохо чувствует язык и поэтому может неправильно употреблять слова; у ребенка достаточно большой пассивный словарь (он понимает, что ему говорят другие, но при этом не может назвать знакомые предметы);
Слайд 5 ребенку сложно повторить слово за другим человеком, даже если тот
произносит его медленно и четко, по буквам;
ребенок часто заменяет слоги и звуки даже в знакомых словах;
ребенок не умеет говорить фразами;
пытаясь говорить, ребенок часто замолкает и останавливается, словно запинаясь;
в большинстве случаев ребенок предпочитает показывать то, что он хочет, мимикой и жестами, не используя слова.
Слайд 6
Лексические симптомы моторной алалии:
ребенок часто путает слова, похожие по звучанию,
например «каша — Маша», или по семантике — «шить — кроить»;
ребенок заменяет слова, находящиеся в одном смысловом ряду, например «кружка — стакан»;
вместо части целого предмета ребенок предпочитает называть весь предмет, например «палец — рука»;
используя слова, ребенок плохо понимает их значение, особенные сложности для него представляют «дополнительные» слова – предлоги, глаголы, наречия, прилагательные.
Слайд 7
Грамматические симптомы моторной алалии:
ребенок использует только простые предложения, состоящие максимум
из двух слов;
предложения строятся по типу «местоимение + существительное», например «это Коля», или же «существительное + существительное», например «Коля еда»;
ребенок заменяет слова в предложении жестом;
возникают сложности при построении правильных с точки зрения грамматики предложений, ребенок как будто не может запомнить нужную последовательность слов;
глаголы в речи моторных алаликов звучат в форме инфинитива;
Слайд 8 ребенок долгое время использует существительные, не изменяя их в падеже
и числе, постепенно у некоторых детей появляются в речи слова в творительном падеже, но при необходимости использовать слово в дательном, родительном падежах или во множественном числе малыш либо вообще не говорит слово, либо снова переводит его в исходную форму;
ребенок может вообще не употреблять прилагательные, неправильно их произносить, например «краснана кукла», либо вообще заменять их глаголом.
Слайд 9
Ошибки в звукопроизношении при моторной алалии:
ребенок может либо неправильно произносить
звуки, либо заменять их другими, причем каждый раз он будет делать это по-разному;
если попросить ребенка произнести звук отдельно, то он, скорее всего, скажет его правильно, но как только вы предложите ему произнести слово, в котором есть этот звук, он тут же заменит его на другой, например «ж — зук (жук)».
Слайд 10Ошибки в структуре слогов при моторной алалии:
из всего слова ребенок
говорит только ударный слог, например «кукла – ку»;
ребенок выкидывает из слова безударные слоги, которые находятся перед ударным, например «кастрюля — рюля»;
ребенок часто повторяет слоги, например «мусор-мумусор» или переставляет их местами, например «вода — дава».