Презентация, доклад по логопедии на тему Психологическая готовность детей к обучению чтению.

Для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи характерна: общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недос – таточная выразительность и чёткость речи;речь бедна, обиходный и активный словарь ограничены; недоразвитие грамматическо - го

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

« Слово есть первый признак сознательной, разумной
жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».
К. С. Аксаков

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ             К ОБУЧЕНИЮ

Слайд 2Для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи характерна:
общая смазанность

речи, «сжатая» артикуляция, недос –
таточная выразительность и чёткость речи;
речь бедна, обиходный и активный словарь ограничены;
недоразвитие грамматическо -
го строя речи;
недоразвитость психических процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания);
характерно отставание в развитии общей моторики
и мелкой моторики пальцев рук;


трудность вызывает восприятие букв, их сопоставление и сравнение;
хуже формируется простран- ственная ориентированность:
ориентировка на собствен –
ном теле, дифференциация
правых и левых его частей;
ориентировка в окружающем пространстве.

Для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи характерна: общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недос –

Слайд 3При подготовке к школе важно учитывать ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ребёнка
Внимание и запоминание

(особенно у 6 – 7- летних) слабые
Дошкольники очень эмоци-
ональны и впечатлительны
Воля и сознательность развиты слабо
Чрезмерно подвижны
Повышенная утомляемость

Дефекты в произношении одного или нескольких звуков
Нарушены фонематические процессы (замена и смешивание фонем, сходных по звучанию или артикуляции)
Не владеют анализом и синтезом звукового состава слова

При подготовке к школе важно учитывать  ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ребёнкаВнимание и запоминание (особенно у 6 – 7-

Слайд 4Познаватель ная активность
Положительная учебная мотивация
Успех учебной деятельности
Главной

сегодняшней задачей образования является формирование компетентной личности, т.е. способной самостоятельно обучаться, опираясь на свои возможности .


Познаватель     ная активностьПоложительная учебная мотивацияУспех учебной деятельностиГлавной сегодняшней задачей образования является формирование компетентной

Слайд 5Ф Р А Г М Е Н Т Ы З

А Н Я Т И Й

Развитие пространственных представлений, произвольного внимания, ориентировка на листке в клеточку.

«Игра в футбол» – 1) передвигаемся в разных направлениях по клеточкам: вниз, вверх, вправо, влево. Подобное упражнение предлагаю на 2-3 занятиях.
2) Далее идёт усложнение заданий. Расширяется пространство поля путём добавления ряда клеток вправо и вниз.
3) Третье усложнение - на пути встречаются объекты: ёлочка, домик, зайчик, машина.
4) Последний этап – это, когда дети сами придумывают маршрут движения. Можно вместо футбольного мяча использовать Красную шапочку или других персонажей из сказок.
Подобные задания предлагаю на протяжении всех занятий. Детям особенно нравится последний этап .

Ф Р А Г М Е Н Т Ы  З А Н Я Т И Й

Слайд 6 Развитие механической зрительной памяти.
Предлагается 6 – 10 невербальных символов,

время для запоминания 20 сек.
Воспроизвести символы в тетради по памяти.

Пространственная ориентация и координация тонких движений руки (письмо в тетради), выполнение команд.
Рисуем палочку – точку, палочку – точку и так до конца строки.

Развитие механической зрительной памяти. Предлагается 6 – 10 невербальных символов, время для запоминания 20 сек. Воспроизвести

Слайд 7Хлопки под счёт - один, два, громко три (выделяем голосом).
Задание

– каждую третью палочку закрасить красным цветом.
Хлопки под счёт – один, два, три, четыре, громко пять (выделяется голосом)
Задание – каждую пятую точку закрасить синим цветом.

Свойства фигур, развитие тонкой моторики.
Из счётных палочек выкладываем геометрические фигуры :
Рисуем в тетради эти фигуры, закрашивая их в разный цвет.
Цвет, форма, ориентировка на листке в клеточку.

Свойства фигур (расширение представлений), группировка фигур по общим свойствам.

Составить пару фигур, чтобы отличались только одним свойством и были разными (отличались): по форме, по размеру, по цвету.





1) Выкладывают. 2) Рисуют. 3)Сами придумывают варианты заданий



Хлопки под счёт - один, два, громко три (выделяем голосом). Задание – каждую третью палочку закрасить красным

Слайд 8 Общие свойства (усложнённые задания), развитие логического мышления (цепочка закономерностей).

Самостоятельно подбирают

предметы, похожие по форме на геометрические фигуры.
Классифицируют предметы, обобщая по сходству, исключают лишний.
Упражнение «Найди лишний предмет».
Предметы: БИНОКЛЬ, ШАПОЧКА, ШАЛАШ, ПУГОВИЦА
На каждый предмет накладывается фигура, обыгрываются действия с предметом, если у детей вызывает затруднение выбор нужного предмета. (Лишний ШАЛАШ )
Общие свойства (усложнённые задания), развитие логического мышления (цепочка закономерностей).Самостоятельно подбирают предметы, похожие по форме на геометрические

Слайд 9 Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.

Используя ключ к шифру. Решить примеры (примеры составляются с учетом уровня развития детей).
МА – В = ? (П) Т – В = ? (И)
Е + К = ? ( И) С + К = ? (МА)
П – О =? ( Е) И + В = ? (Т)
Ключ к шифру:

Ответы зашифрованы. Записать зашифрованные ответы и соответствующие им числовые значения в маленький блокнот. Запись убирается . Время выполнения 3 минуты.
Записать полученные ответы в тетради в расшифрованном виде:
8 7
7 10
9


Развитие сенсомоторики.
Рисуем мышку длиной в три клеточки: одна клетка - полукруг головы, ушко в уголке клетки, как головка у двойки, две другие клетки – полуовал туловища.
После рисуем цифру «2», где заранее написан хвостик («ножка»), дети дописывают всё остальное до «ножки» цифры.

Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание. Используя ключ к шифру. Решить примеры (примеры

Слайд 10 Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям предлагаются для запоминания 5 цветных

карточек различного цвета с изображенными на них значками.



Время для запоминания 1 минута, если упражнение даётся первый раз на белом фоне. Можно на 3 или 4 карточках сначала.
Для этого задания (не первый раз) время 40 секунд.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Предлагаются 6 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам: КОРОВА – МОЛОКО, КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК, КНИГА – ЧИТАТЬ, КАРАНДАШ – ОСТРЫЙ, ПИРОГ – ВКУСНЫЙ, РЫБА – РЕКА.
Завожу страничку в журнале учёта, где отмечаю развитие сенсорики у каждого ребёнка: цвет, форма, величина, направление.
Мыслительная деятельность: сравнительный анализ, группировка предметов, классификация по общим признакам, исключение лишнего, простейшие аналогии.
Развитие фонематического слуха.
В тематическом планировании намечаю корректурные пробы: 1) умений выполнять
Упражнение на развитие зрительной памяти.Детям предлагаются для запоминания 5 цветных карточек различного цвета с изображенными на

Слайд 11инструкции (упр. «Узор»).
2. Копирование по образцу – «точки», «Домик с забором».
3.

Корректурная проба объёма внимания (кодирование из теста Векслера)
4. Корректурные пробы мыслительных операций: классификация, исключение лишнего, простейшие аналогии.
5. Зрительная и слуховая память.
6. Фонематический слух.

На основе наблюдений за детьми и корректурных проб, составляется представление об уровне актуальной готовности ребёнка к школе. Информация с параметрами готовности доводится до родителей на групповых и индивидуальных консультациях. Они получают памятки с рекомендациями: «Как подготовить ребёнка к школе?» и «Тренинговые упражнения».

В помощь учителю среди учащихся 1-й ступени обучения проводится замер навыков мыслительных операций: сравнения, классификации, аналогии, подбор синонимов, составление анаграмм, обобщающих понятий.
Материал берётся из вербальных тестов Р.Амтхауэра (для учащихся первых, вторых классов) и Ю.З. Гильбуха (для учащихся 3, 4 классов). Результаты дают представление об уровне сформированности понятийного мышления, словарном запасе и владении им. Коррекционная работа проводится после согласования с учителем и родителями, готовятся рекомендации для родителей и учителей.

инструкции (упр. «Узор»).2. Копирование по образцу – «точки», «Домик с забором».3. Корректурная проба объёма внимания (кодирование из

Слайд 12
Упражнения. «С художественной открыткой» (натюрморт, интерьеры -с мелкими деталями). Зафиксировать взгляд

в центре открытки, не передвигая зрачка, постараться увидеть изображение по краям (20 сек.) Закрывают глаза и воспроизводят как можно точнее увиденное открытыми глазами, стараясь увидеть дополнительные детали. С одной открыткой 3-4 раза.

«Как избавиться от регрессии?»
Следить за собой во время чтения. Не допускать возврата глаз, даже если слово не совсем точно воспринято. (Это на том этапе чтения, когда ребёнок осмысленно воспринимает текст)
На начальной стадии прочитанную строчку закрывают листом бумаги, непрерывно перемещая его.

«На повышение концентрации внимания».
Самоприказы: Я буду внимателен в течении 5 мин. За это время я прочи –таю … страницы. Я сразу пойму содержание прочитанного.
«Задачи». Прослушать текст задачи и ответить на вопросы. Тренироваться ежедневно по 5 минут.
За одну минуту подсчитать сколько в фигуру вписано треугольников? …прямоугольников? ...прямоугольных треугольников? …квадратов?...ромбов?
Нарисовать рисунки и тренироваться ежедневно с ними 10 минут.

Упражнения. «С художественной открыткой» (натюрморт, интерьеры -с мелкими деталями). Зафиксировать взгляд в центре открытки, не передвигая зрачка,

Слайд 13

Упражнение на повышение навыков переключения внимания.
«Зигзаг». Написать

любые две цифры одну под другой, сумму этих цифр написать на верхней строчке второго ряда, а верхнюю цифру первого ряда повторить внизу второго ряда. Десятки при подсчёте отбрасываются. И так до десяти рядов.
1 3 4 7 1 ……
2 1 3 4 7 ……
Затем порядок меняется. Теперь сумма первого ряда пишется внизу, а цифры нижнего ряда наверху:
2 3 5 8 3 …..
3 5 8 3 1 …..

Благодаря этим упражнениям тренируются и другие психологические свойства личности: выдержка, терпение, упорство, уверенность и т. д. При этом оказывается влияние на коммуникативную сферу и совершенствуются речевые навыки.




Упражнение на повышение навыков переключения внимания.    «Зигзаг». Написать любые две цифры одну под другой,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть