Слайд 1Преодоление и профилактика дисграфии
Выполнил
учитель - логопед: Кочетова Е.В.
Слайд 2Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы,
соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой суховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.
Слайд 3Упражнения на различение звуков:
• Предложить придумать слова со звуком С и
Ш.
• Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.
• Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
• Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыШа, крыСа).
Слайд 5Особое внимание при работе над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии следует обращать на
формирование слуховой дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных. Если ребенок не владеет таким навыком, то это приведет не только к заменам букв при письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка. Например, не различая на слух твердые и мягкие согласные, ребенок не сможет усвоить правило обозначения мягкости согласных на письме. Вернее, выучить это правило он сможет, а применить – нет, так как всегда будет сомневаться, писать или нет мягкий знак в том или ином слове.
Слайд 6прочитать слова, записать их уменьшительно-ласкательное значение (день-деньки);
- прочитать слова, записать
их в единственном числе (ели-елЬ, кони-конЬ);
Чтобы решить эту проблему, можно предложить ребенку следующие упражнения:
Слайд 7
Разложи картинки в домики по наличию гласных, написанных на домиках.
Слайд 8Акустическая форма дисграфии.
Причиной акустической дисграфии является недостаточное развитие звукового анализа и синтеза.
Частыми являются
смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. дети путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п — б], [с – з], [к – кь], [с-ш], [ч – щ], [с – з] (козочка – косочка, дуб – дуп, кит – кыт, щука – чука).
Слайд 9
Профилактика и коррекция:
Проводить работу по различению парных звуков, например [Д]—[Т]; сначала каждый
из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно, затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях.
Игра «Поймай звук»
Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши тогда, когда услышат слово со звуком [К]
Слайд 10 «Корректурные пробы»
когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу
из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
Слайд 14Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза.
Слайд 15Коррекция
рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из
пластилина, обводить их и дорисовывать;
угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
Игры «Зачеркни неправильные буквы», «Какие буквы ты видишь?», «Какие буквы можно сделать из этих заготовок?», «Переделай одни буквы в другие», «Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово».
Слайд 23Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е.
как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Слайд 27Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
• пропуски букв
и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
• повторение букв и (или) слогов;
• контоминация — в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Слайд 28Приемы коррекции:
Выкладывание слов из разрезной азбуки.
Запись слова с проговариванием.
Вставить
пропущенную букву.