Слайд 1Технологии коррекции письма
Нарушения границы слова и способы их устранения
Булдакова Ирина Николаевна
учитель-
логопед
МОУ «Лицей № 13»
г. Петрозаводск
Слайд 2Нарушения границы слова
В основе нарушения границ слова лежит одно
из различий психологических механизмов устной и письменной речи. Устная речь служит способом общения, поэтому сознание контролирует прежде всего смысл, а не количество слов и предложений.
Перевод устной речи в письменную смещает эти акценты: на первый план выдвигается деление потока речи на единицы (слова) и соблюдение их границ.
Но далеко не все дети владеют формальным понятием слово.
Слайд 3
Вследствие чего возникают ошибки в виде соединения нескольких слов в одно
или
произвольного деления слова на части:
побежалнаулицу (побежал на улицу),
надворе стояла ненастее (на дворе стояло ненастье),
птица знакома в сем (птица знакома всем),
и дёт дождь (идёт дождь).
Слайд 4Цели и задачи коррекционной работы
Цель: формировать регулятивные,
коммуникативные и личностные компетенции.
Задачи:
Формировать умение делить поток речи на слова и соблюдать их границы на письме;
Расширять словарный запас:
Формирование активного словаря;
Активизация пассивного словаря;
Уточнение словаря.
Слайд 5Примерный технологический план коррекционной работы
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей
вокруг полным- полно,
А безымянных – нету.
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море- море слов-
Купаться ежечасно. (А. Шибаев)
Слайд 6
Краткая беседа о том, что необходимость общаться между
собой привела к возникновению слов, которыми первобытные люди стали называть окружающие их предметы, обозначать словами действия.
Слайд 7Сравнение слов устаревших и современных названий
Лепота – красота;
десница- правая рука;
шуйца- левая
рука;
сполох – тревога;
виктория – победа;
око- глаз;
ланиты- щёки;
рамо- плечо;
град- город;
рудой- рыжий;
глаголить –говорить.
Слайд 8Сравнение слов разных языков
Слайд 9Каким словом люди называют
Действие, которое является помехой, препятствием в чём-то или
кому-то.
(мешать)
Совокупность оздоровительных гимнастических упражнений.
(зарядка)
Небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
(перелесок)
Предмет, для ношения двух вёдер на плече.
(коромысло)
Слайд 10Замени одним словом
(работа с фразеологизмами)
Душа в пятки ушла
(испугался);
клевал носом (засыпал);
заруби наносу (запомни);
воды в рот набрал (молчит);
как две капли воды (похожи);
как снег на голову (неожиданно);
бок о бок (рядом);
без сучка без задоринки (хорошо).
Слайд 11Слова, обозначающие предмет, действие, признак
(Примерный речевой материал)
Назвать
как можно больше действий, которые могут производить: машина, кошка, ученик, растение, туча.
Назвать действия, перекидывая мяч: (метель, гром, ветер, снег, солнце, молния, дождь, облако, дерево).
Назвать профессии по их действиям: тушит, печёт, рисует, лечит, поёт.
Кто как передвигается: корова, белка, человек, лягушка, машина, заяц, птица.
Кто как подаёт голос: воробей, журавль, гусь, овца,
лошадь, змея, курица, человек.
Слайд 12
Сравнить по величине, толщине, ширине, длине, вкусу:
дыня и вишня, арбуз
и лук, верёвка и нитка, бревно и палка, полотенце и лента, скатерть и носовой платок.
Подобрать к слову- предмету как можно больше слов- признаков:
друг (преданный, надёжный, любимый, большой, верный).
настроение (весёлое, хорошее, тоскливое, тревожное, радостное).
Назвать предмет по его признаку:
чистый, свежий, морозный (воздух). Тёплый, мелкий, моросящий (дождь). Красная, пятиконечная (звезда).
Определи предмет по названию его составных частей:
подъезд, этаж, чердак, лестница, квартира.
Слайд 13Игра «Кто больше подберёт слов- предметов к словам- действиям»
Скрипит (дерево, половица,
снег, телега, дверь, стул, скрипка);
хрустит (сахар, половица, снег, морковь, сухарь, крахмал, огурец, капуста);
растёт (цветок, ребёнок, рассада, трава, куст, дом, месяц, щенок);
поёт (скрипка, певица, хор, соловей);
ползёт (улитка, человек, гусеница, троллейбус, сорняк, жук, черепаха).
Слайд 14Подобрать слова, противоположные по значению
Молодой – старый;
утро – вечер;
умный – глупый;
тупой
– острый;
жёсткий – мягкий;
чёрный – белый;
болтливый – молчаливый;
лживый – правдивый;
кудрявый – прямоволосый;
поздний – ранний.
Жидкий- густой;
мелкий- глубокий;
трусливый- смелый;
шероховатый- гладкий;
крупный- мелкий;
ранний -поздний;
передний- задний;
тесный- просторный;
морозный- жаркий;
скучный – весёлый.
Слайд 15Вписать в таблицы прилагательные - антонимы
Слайд 16Вписать в таблицы наречия - антонимы
Слайд 17Вставьте в таблицу слова - синонимы
Слайд 18Вставьте в таблицу слова - синонимы
Слайд 19Подобрать слова, которые сочетаются со
словами: ученик, учитель, класс
Сильный, способный,
хороший, любимый, трудный, примерный, выпускной, просторный, строгий, отстающий, молодой, светлый, опытный, холодный.
Слайд 20Перечислить действия или признаки предметов, входящих в обобщающее понятие
Готовить: чистить, резать,
мыть, шинковать, жарить, переворачивать, солить, запекать, варить.
Танцевать: прыгать, вертеться, кружиться, вальсировать, топать, подскакивать, приседать, наклоняться.
Хороший работник: умелый, старательный, серьёзный, трудолюбивый, ответственный, опытный, выносливый, ловкий, работоспособный.
Слайд 21
Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово
обозначало предмет, а второе действие:
звезда, падать; ребёнок, плакать; орлы, парить; теплоход, гудеть; щенок, скулить; учитель, читать; море, бушевать.
Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало действие, а второе- предмет:
порхать, бабочки; стрекотать, кузнечик;
летать, журавль; гореть, лампы; расти, куст; петь, школьники; выть, вьюга; смеяться люди.
Слайд 22Ответы на вопросы
(физкультминутка)
Кто строит?
Кто учит?
Кто идёт?
Что гремит?
Кто шьёт?
Кто подметает?
Кто сторожит?
Что делает
парикмахер?
Кто пашет?
Что шумит?
Что бушует?
Какое настроение?
Какой день?
Какой дождь?
Какой ученик?
Какой урок?
Слайд 23Упражнения в определении количества слов
1. В группах слов далёких по смыслу,
например: Коробка, брюки. Перемешивать, скакать, отворачиваться. Окно.
Образец записи: ____, ____ .
_____,____,____ . ____.
2. В группах слов, близких по смыслу (в сравнении со словами, имеющими обобщённое значение): Бежит, топает. Сосна, клён, берёза. Деревья. Добрая, ласковая. Иголка, нитка. Звёзды. Транспорт. Солнце, лучи, тепло.
Слайд 24
3. Определение количества слов в названиях предметов, состоящих из цельного по
смыслу словосочетания (в сравнении со словами, имеющими обобщённое значение):
Пачка карандашей. Мебель. Грецкий орех. Продукты. Иван- царевич. Лягушка-квакушка . Растения . Носовой платок.
4.Определение количества слов в небольших предложениях без предлога: Вырос ореховый куст. Ласточки улетели. Мальчик рисует дерево красками.