Презентация, доклад по логопедии на тему Логопедический массаж

Содержание

Показания к применениюЛогомассаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями:Дизартрия , дислалия, алалия, афазия, Ринолалия; ЗаиканиеНарушение голоса и др.

Слайд 1Логопедический массаж- это
активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов,

кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Логомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации речевой функции.
Логопедический массаж- этоактивный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого

Слайд 2Показания к применению
Логомассаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков

и взрослых, страдающих речевыми нарушениями:

Дизартрия , дислалия, алалия, афазия,

Ринолалия; Заикание


Нарушение голоса и др.



Показания к применениюЛогомассаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями:Дизартрия ,

Слайд 3Коррекционное воздействие логопедического массажа
Л.м. может проводиться на всех этапах логопедического коррекционного

воздействия;

При преодолении артикуляторных нарушений л.м. проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой;

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации
эмоционального состояния м. может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Коррекционное воздействие логопедического массажаЛ.м. может проводиться на всех этапах логопедического коррекционного воздействия;При преодолении артикуляторных нарушений л.м. проводится

Слайд 4Кто должен осуществлять логопедический массаж?
Логопед;
Дефектолог;
Медицинский работник;
Прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификат

по логопедическому массажу.
Кто должен осуществлять логопедический массаж?Логопед;Дефектолог;Медицинский работник;Прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификат по логопедическому массажу.

Слайд 5Физиологическое действие массажа
Оказывает благоприятное физиологическое воздействие на органы
артикуляции;
Меняется общая нервная

возбудимость, оживляются утраченные/сниженные рефлексы;
Улучшается секреторная функция кожи, активизируется ее лимфо и
кровообращение, т.е. улучшается ее питание, повышает обменные процессы;
Благоприятные изменения во всей сосудистой системе;
Улучшает функцию лимфатических сосудов;
Оказывает благоприятное воздействие на мышечную систему;
Увеличивает подвижность и эластичность речевого связочного аппарата.
Физиологическое действие массажаОказывает благоприятное физиологическое воздействие на органыартикуляции; Меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные/сниженные рефлексы;Улучшается секреторная функция

Слайд 6Зависимость от силы воздействия
При легком,
медленном поглаживании
– снижается возбудимость массируемых тканей

(это оказывает успокаивающее воздействие);
При энергичных, быстрых движениях – повышается раздражимость массируемых тканей.
Зависимость от силы воздействияПри легком, медленном поглаживании– снижается возбудимость массируемых тканей (это оказывает успокаивающее воздействие);При энергичных, быстрых

Слайд 7Основные цели логопедического массажа
Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
Уменьшение

проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
Стимуляция проприоцептивных ощущений;
Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


Основные цели логопедического массажаНормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного

Слайд 8Предварительная диагностика
! Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об

отсутствии противопоказаний.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, а также провести самостоятельную диагностику состояния мышц:

Верхней половины туловища;
Шеи;
Мимических;
Артикуляционных.
Предварительная диагностика! Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний.Прежде чем приступить к коррекционной

Слайд 9Методы определения состояния мышц
Осмотр;
Пальпация;
Наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений во

время выполнения проб.
Методы определения состояния мышцОсмотр;Пальпация;Наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений во время выполнения проб.

Слайд 101.Осмотр. Обратить внимание!!!
На положение головы по отношению к туловищу (нет ли

привычных ассиметричных поз);
При осмотре лица – возможность ассиметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной/суженной глазной щели, наличия постоянно приоткрытого рта, слюнотечения;
Осмотр кожных покровов: окраска кожи и слизистых, наличия венозных сеточек на лице. Мимической активности.
1.Осмотр. Обратить внимание!!!На положение головы по отношению к туловищу (нет ли привычных ассиметричных поз);При осмотре лица –

Слайд 112.Пальпация. Обратить внимание!
На эластичность кожи и мышц;
Тургор кожи;
Состояния лимфатических узлов;
Состояние

речевых мышц языка, щёк, губ;
.
2.Пальпация. Обратить внимание!На эластичность кожи и мышц; Тургор кожи;Состояния лимфатических узлов;Состояние речевых мышц языка, щёк, губ;.

Слайд 123.Особенности арт.проб
Оцениваются:
Объем;
Скорость;
Динамика;
Истощаемость;
Сила и координация движений;
Наличие синкинезий, тремора, гиперкинезов;

3.Особенности арт.проб Оцениваются:Объем;Скорость;Динамика;Истощаемость;Сила и координация движений;Наличие синкинезий, тремора, гиперкинезов;

Слайд 13Виды логопедического массажа:
Дифференцированный (укрепляющий/расслабляющий) массаж, основан на приемах классического массажа;
Массаж БАТ;
Макссаж

с применением специальных приспособлений (зондов, шпателей,
зондозаменителей, вибромассажеров и пр.;
4.Аппаратный массаж.

Виды логопедического массажа:Дифференцированный (укрепляющий/расслабляющий) массаж, основан на приемах классического массажа;Массаж БАТ;Макссаж с применением специальных приспособлений (зондов, шпателей,

Слайд 14Противопоказания к назначению массажа!
Соматические/инфекционные заболевания в остром периоде;
Острые и хронические заболевания

кожных покровов, конъюктивиты;
Гингивиты, стоматиты, инфекции полости рта, увеличенные лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий;
Эпилепсия,онкопатология,кисты слизыстых языка
! Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний.


Противопоказания к назначению массажа!Соматические/инфекционные заболевания в остром периоде;Острые и хронические заболевания кожных покровов, конъюктивиты;Гингивиты, стоматиты, инфекции полости

Слайд 15Общие рекомендации к проведению массажа
Л/м. проводится в отдельном чистом, тёплом, хорошо

проветриваемом помещении с наличием водоснабжения, дез. ламп, манипуляционного столика, массажной кушетки/кресла и пр.
Проводится 2-3 процедуры в неделю (подряд/через день); цикл – 10-20 процедур (перерыв от 2 недель до 2 мес.); начальная длительность процедуры 5-7 мин, конечная – 20-25 мин;
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, требуется обязательное установление психологического контакта;
Общие рекомендации к проведению массажаЛ/м. проводится в отдельном чистом, тёплом, хорошо проветриваемом помещении с наличием водоснабжения, дез.

Слайд 16Подготовка к массажу
При проведении л/массажа логопед должен иметь след. материалы:
1. Защитная

марлевая маска, «щитки», халат, шапочка, одноразовые медицинские резиновые перчатки, напалечники и пр.;
2.Стерильные марлевые салфетки, медицинский спирт;
3. Логопедические зонды, одноразовые шпатели, зондозаменители;
4. Гексорал ( для полоскания полости рта); нашатырный спирт( для оказ. первой мед.помощи); перекись водорода ( для местного применения);
5.3-%перекись водорода; аламинол и др. дез. ср.-ва ( для обработки инстр.) ;
6.Индивид.подголовники, одноразовые пелёнки, простынки и пр;
7.Индивидуальные карточки назначения логомассажа;
Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин, очагов воспаления; с коротко остриженными ногтями, без украшений.

Подготовка к массажуПри проведении л/массажа логопед должен иметь след. материалы:1. Защитная марлевая маска, «щитки», халат, шапочка, одноразовые

Слайд 17Положения тела при массаже
1.Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги лежат

свободно, носки несколько разведены. Под головой- небольшая подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед– справа от кресла. Ладонь левой руки л. служит для фиксации положения языка, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется
для массажа языка, губ, щек, жевательных мышц (с внешней и внутренней поверхности);
2.Положение массируемого аналогично с пунктом 1. Специалист – у изголовья. Ладонь левой руки л. для фиксации положения головы помещается на теменную ее область, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц;
3.Полусидя в кресле с высоким подголовником. Л. за головой пациента. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц;


Положения тела при массаже1.Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой-

Слайд 19Основные приемы массажа
Поглаживание: (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное);
Растирание;
Разминание;
Вибрация и поколачивание;
Плотное нажатие.

Основные приемы массажаПоглаживание: (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное);Растирание;Разминание;Вибрация и поколачивание;Плотное нажатие.

Слайд 20Выбор приемов массажа
При пониженном тонусе:
Поглаживание;
Растирание;
Разминание;
Сильная вибрация;
Поколачивание.
При повышенном тонусе:
Поглаживание;
Легкая вибрация.+

Выбор приемов массажаПри пониженном тонусе:Поглаживание;Растирание;Разминание;Сильная вибрация;Поколачивание.При повышенном тонусе:Поглаживание;Легкая вибрация.+

Слайд 21Массаж сочетается с гимнастикой
Пассивная
Активная
Движения головы, мимических, артикуляционных мышц (после

массажа или во время него). Движения совершаются с помощью логопеда. П.у. нужны если р. самостоятельно не может их выполнить или не в полном объеме. Выполнение упр. обязательно контролируется ребенком зрительно. Выполнение сериями по 3-5 движений. В процессе важно дать р. кинестетические ощущения (улыбка, хоботок, откр. и закр. рта, различные движения языком и пр.).

Проводится р. самостоятельно, после массажа и пассивной гимнастики.
Цель: выработка полноценных движений (полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение опр. мышц и пр.). Вкл.: движения мышц шеи, плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Массаж сочетается с гимнастикойПассивнаяАктивная  Движения головы, мимических, артикуляционных мышц (после массажа или во время него). Движения

Слайд 22Указания к проведению расслабляющего массажа
1.Проводится в медленном темпе;
2.Приемы: поглаживание, легкая вибрация;
3.М.

должен вызывать у р. ощущения тепла и покоя;
4.Руки л. – теплые;
5.Звучание тихой музыки с плавным ритмом или проговаривание л. формул спокойствия аутогенной тренировки. Также используются формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата;
6.Для усиления эффекта – согревающий компресс на лицо перед массажем;
7.Последовательность воздействия:
-мышцы шеи и плечевого пояса;
-мимическая мускулатура;
-мышцы губ;
-мышцы языка.
Указания к проведению расслабляющего массажа1.Проводится в медленном темпе;2.Приемы: поглаживание, легкая вибрация;3.М. должен вызывать у р. ощущения тепла

Слайд 23Примеры формул
Спокойствие
Локальное расслабление мышц речевого аппарата
«Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное,

спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…»

«Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены…»

Примеры формулСпокойствиеЛокальное расслабление мышц речевого аппарата  «Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления.

Слайд 24Указания к проведению активизирующего массажа
1.Используется при пониженном тонусе;
2.Движения логопеда должны быть

ритмичными;
3.Основной прием – поглаживание, оно чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией;
4.Сила воздействия должна нарастать постепенно;
5.На передней поверхности шеи запрещены энергичные воздействия ;
6.При правильном выполнении - дыхание ребенка равномерно;
7.Массаж не должен вызывать болезненных ощущений;
8.Последовательность воздействия:
-мимическая мускулатура;
-мышцы губ;
-мышцы языка;
-мышцы шеи и плечевого пояса.

Указания к проведению активизирующего массажа1.Используется при пониженном тонусе;2.Движения логопеда должны быть ритмичными;3.Основной прием – поглаживание, оно чередуется

Слайд 251.Массаж плечевого пояса и шеи
Расслабляющий
Активизирующий
Расширяет физиологические возможности дых. аппарата,

при этом рефлекторно тонус корня языка, что способствует активизации нижней челюсти.
Массируемый должен быть обнажен до половины груди.

Используют движения снизу вверх, приемы -поглаживание и растирание. Активные поколачивание и вибрация – противопоказаны!

1.Массаж плечевого пояса и шеиРасслабляющийАктивизирующий  Расширяет физиологические возможности дых. аппарата, при этом рефлекторно  тонус корня

Слайд 26Комплекс расслабляющих массажных движений
Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук

сверху вниз по боковым областям горла. Движение начинается от края нижней челюсти к грудине;
М.п. боковую поверхность шеи попеременно с пр. и лев. стороны. Поместить ладонь одной руки на боковую часть шеи так, чтобы большой палец находился у угла нижней челюсти. Ладонь движется сверху вниз до яремной ямки, а затем параллельно ключице по плечу либо вниз до подмышечной впадины (данный прием снимает тонус с грудино-ключично-сосцевидной мышцы;
Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, руки скользят по задней и боковой частям шеи вниз по направлению к ключицам по плечу либо до подмышечной впадины (снимает тонус с трапециевидной мышцы).

Комплекс расслабляющих массажных движенийМедленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук сверху вниз по боковым областям горла.

Слайд 27Упражнения на расслабление мышц шеи
1.Ребенок лежит на спине, голова

– вне опоры и свешивается назад. Л. одной рукой поддерживает голову р. сзади, др. помещает на лобно-теменную область, осуществляя:
Круговые движения головы р. по часовой, а затем против часовой стрелки;
Наклоны головы вперед–назад, вправо-влево.
2.Эти же движения, но в положении сидя.
Все движения должны быть медленными и расслабленными.
1.Голову «уронить» вперед – «уснули»;
2.Голову запрокинуть назад, покачать ею вправо-влево, опустить вниз;
3.Голову опустить вперед, а затем «уронить».

Упражнения на расслабление мышц шеи  1.Ребенок лежит на спине, голова – вне опоры и свешивается назад.

Слайд 28Комплекс активизирующих массажных движений

Движения проводятся одновременно/попеременно обеими руками. Ладонь движется от

ключицы, либо от подмышечных впадин вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти;

Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

Комплекс активизирующих массажных движенийДвижения проводятся одновременно/попеременно обеими руками. Ладонь движется от ключицы, либо от подмышечных впадин вверх

Слайд 29Упражнения для активизации и укрепления мышц шеи
Р. сидит. Правая рука специалиста

располагается на затылке. Ребенку предлагают отклонить голову назад, при этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению (избирательно активизирует затылочные мышцы);
Р. сидит. Рука л. располагается на лбу. Ребенку предлагают наклонить голову вперед, в то время как рука взрослого оказывает сопротивление движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу);
Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы слева. Р. предлагают повернуть голову влево, а л. оказывает сопротивление этому движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу);
Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы справа. Р. предлагают повернуть голову вправо, а л. оказывает противодействие движению (избирательно активизирует правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу).

Упражнения для активизации и укрепления мышц шеиР. сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают отклонить

Слайд 302.Массаж в области гортани
Данный вид массажа рекомендуется при нарушениях голоса.
Осторожно захватив

гортань большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой, производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа можно дать задание ребенку пропевать гласные звуки.
2.Массаж в области гортаниДанный вид массажа рекомендуется при нарушениях голоса.Осторожно захватив гортань большим пальцем с одной стороны

Слайд 313.Массаж лицевой мускулатуры
Данный вид массажа рекомендуют проводить двумя руками,

всеми пальцами сразу (кроме большого), либо подушечкой большого или среднего пальца, либо двумя пальцами – средним и безымянным. Движения – симметричны и ритмичны.
Направления массажных линий:
От середины лба к виску;
От внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении к нижнему;
От корня носа к височной области;
От угла рта к козелку ушной раковины.
3.Массаж лицевой мускулатуры  Данный вид массажа рекомендуют проводить двумя руками, всеми пальцами сразу (кроме большого), либо

Слайд 32Массаж в области лба (воздействует на лобную и височную мышцы)
Расслабляющий
Активизирующий
1.Поглаживание ладонной поверхностью

всех пальцев в направлении:
а)от середины лба к височным областям. На висках – поглаживания в виде спирали;
б)от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием.
2.Поглаживание снизу вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы.

1.Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения от средней линии лба к вискам;
2.Разминание, т.е. сжатие складки кожи 2-мя пальцами (б. и у.) или прерывистое надавливание;
3.Прерывистая вибрация (пунктирование), подушечками указательного и ср. пальцев попеременно в быстром темпе.

Массаж в области лба (воздействует на лобную и височную мышцы)РасслабляющийАктивизирующий1.Поглаживание ладонной поверхностью всех пальцев в направлении:а)от середины

Слайд 33Массаж в области лба

Массаж в области лба

Слайд 34Массаж в области щек и подбородка
Воздействует на скуловые, щечную,

жевательную, подбородочную мышцы и на м-ы, изменяющие положение губ (м. смеха, м. поднимающая угол рта, м. опускающая угол рта, опускающая нижнюю губу).
Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные, височные м-ы, т.к. от них зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.
Массаж в области щек и подбородка  Воздействует на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы и на м-ы,

Слайд 35Массаж в области щек и подбородка

Массаж в области щек и подбородка

Слайд 36Массаж щек и подбородка. Расслабляющий.
1.Указательные пальцы рук располагаются под

нижней губой, а остальные – под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха;
2.У. п. рук располагаются над верхней губой, ср.- под нижней, остальные – под подбородком. Движение – от середины губ к височным впадинам с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха;
3.Движение всеми пальцами (кроме б.) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях козелка и мочки уха;
4.Движение осуществляется 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка;
5.Д. осущ. 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук. Начинается от сер. подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверхностям носа ч/з переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, а затем вниз через щеки к середине подбородка;
6.Легкое потряхивание щек.
Массаж щек и подбородка. Расслабляющий.  1.Указательные пальцы рук располагаются под нижней губой, а остальные – под

Слайд 37Массаж щек и подбородка. Активизирующий.
1.Круговое растирание в области щек

проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг 4-х пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости;
2.Аналогично круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к носу;
3.В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание;
4.Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек в продольном и поперечном направлении;
5.Захватывают в складку кожу щек м\у большим и указательным пальцами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания;
6.Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами м/у большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном/поперечном/круговом направлениях;
7.Поколачивание подушечками пальцев производится непрерывно руками по массажным линиям.
Массаж щек и подбородка. Активизирующий.  1.Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней

Слайд 38Массаж внутренней поверхности щеки
Массаж жевательных, щечных, скуловых, крыловидных

мышц проводится при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка.
При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами – по наружной поверхности щеки.
При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутр. поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом – при сомкнутых челюстях. Основные приемы: растирание и разминание.
Массаж внутренней поверхности щеки   Массаж жевательных, щечных, скуловых, крыловидных мышц проводится при положении пальцев логопеда

Слайд 39Массажные приемы
1.Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот;
2.Спиралевидное

растирание и разминание подушечками пальцев по кругу;
3.Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы;
4.Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Пальцы располагаются у края скуловой кости. Большой палец – с внутренней стороны щеки;
5.Растирающие движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, направляясь к углу рта;
6.Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки». Движение осуществляется указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки.
+
Массажные приемы1.Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот;2.Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по

Слайд 40Приемы гимнастики
ПАССИВНАЯ
АКТИВНАЯ
Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию

рта;
Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта.


Непроизвольное «зевание», которое вызывается по подражанию, а затем имитируется по словесной инструкции.

Приемы гимнастикиПАССИВНАЯАКТИВНАЯСлегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта;Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание

Слайд 41Массаж мышц губ
Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также

мышцы, изменяющие положение рта:
-мышцу смеха;
-мышцу, поднимающую угол рта;
-мышцу, опускающую мышцу рта;
-мышцу, опускающую нижнюю губу.
Массаж проводится ладонной поверхностью, подушечками пальцев.
Массаж мышц губМассаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта:-мышцу смеха;-мышцу, поднимающую

Слайд 42Массаж мышц губ
Расслабляющий
Активизирующий
1.Поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к

середине;
2.Также по нижней губе;
3.Поочередные движения правой/левой рукой, от козелка ушной раковины, по щеке, затем вокруг губ. При этом указат.палец скользит по коже верхней губы, ср.- по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта;
4.Поглаживание носогубных складок, движение от крыльев носа к углам рта;
5.Легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения при различных положениях рта: закрытом/слегка приоткрытом.

1.Движения по верхней губе от углов рта к середине. Также по нижней губе;
2. Пальцами обоих рук движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, затем от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются;
3.Поглаживают носогубные складки;
4.Пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю /нижнюю губу, сжимают ее и перетирают м/у пальцами. Захват – в центр. части губы. Также перетирают носогубные складки;
5.Захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания;
6.Интенсивно постукивают вокруг губ и пр.

Массаж мышц губРасслабляющийАктивизирующий1.Поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине;2.Также по нижней губе;3.Поочередные движения правой/левой

Слайд 43Массаж мышц губ

Массаж мышц губ

Слайд 44Массаж мышц языка
Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в

мышцах языка. Чаще отмечается повышенный тонус. Возможны случаи и неравномерное распределение тонуса.
Массаж языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и коррекции.
Методические указания:
1.Массаж мышц языка проводится в резиновых перчатках;
2.Используются различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки;
3.Массаж языка как правило проводится при положении языка вне полости рта;
4.Массажные движения должны проводиться в трех направлениях: горизонтальном, поперечном, вертикальном;
5.Если язык отклоняется в сторону при высовывании его вперед, то акцент нужно делать на ту сторону, в которую язык отклоняется.
Массаж мышц языкаНарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Чаще отмечается повышенный тонус.

Слайд 45Расслабляющий массаж
1.Выполнять расслабление мышц языка нужно проводить

только после расслабления других мышц (шеи, плечевого пояса, мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти и пр.);
2.Движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;
3.Перед началом массажа устанавливается «граница» небно-глоточного рефлекса;
4.При выраженной спастичности перед началом массажа подержать во рту теплый настой трав (зверобой, ромашка);
5.При выраженной спастичности мышц, массаж языка начинают вне полости рта;
6.Перед расслабляющим массажем целесообразно провести специальные упражнения, для расслабления корня языка;
7.Произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти;
8.Произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки;
9.Захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону;
10.Захватить кончик языка правой рукой. Движения вперед-назад.
Расслабляющий массаж   1.Выполнять расслабление мышц языка нужно проводить только после расслабления других мышц (шеи, плечевого

Слайд 46Собственно расслабляющий массаж мышц языка
1.Указ.пальцем пр. руки производят поглаживающие движения с

одной стороны, затем с др., от кончика к корню и обратно;
2.Поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны, в сторону, от кончика к корню;
3.Б. и указ. Пальцы находятся на боковых поверхностях языка – справа и слева. Поглаживания от кончика к корню;
4.Легкое разминание мышц в горизонтальном направлении, от кончика к корню, без нажима;
5.Без надавливания производят круговые растирающие движения;
6.Захватив кончик языка пр. рукой, производят легкое потряхивание;
7.Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем;
8.Повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы потягивая кнаружи корневую часть языка. Также в левую сторону;
9.Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершать обратное движение. Выполнять медленно, с небольшой амплитудой.
Собственно расслабляющий массаж мышц языка1.Указ.пальцем пр. руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с др., от

Слайд 47Активизирующий массаж
Обратите внимание!!!

1.Движения должны быть активные, интенсивные, направлены от корня к

кончику языка;
2.Приемы – разминание и перетирание;
3.Активные движения даже в области корня языка;
4.Массажные движения выполняются на пораженной стороне;
5.Перед и во время массажа просить ребенка сглатывать слюну, из-за гиперсаливации.


Активизирующий массажОбратите внимание!!!1.Движения должны быть активные, интенсивные, направлены от корня к кончику языка;2.Приемы – разминание и перетирание;3.Активные

Слайд 48Активизирующий массаж
+ 1.Перетирание в горизонтальном направлении, от корня к

кончику с двух сторон;
2.Спиралевидное перетирание языка, сила давления увеличивается, движения от корня к кончику;
3.Перетирание мышц языка в поперечном направлении с двух сторон;
4.Сжать язык с боковых поверхностей и удерживать 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение;
5.Пр. рукой сжать язык с боковых поверхностей, осуществлять перетирающие движения, двигаясь от корня к кончику языка;
6.Пощипывающие движения по краю языка;
7.Похлопывание мышц языка шпателем;
8.Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в теч. 10-15 с.
Активизирующий массаж  + 1.Перетирание в горизонтальном направлении, от корня к кончику с двух сторон;  2.Спиралевидное

Слайд 49Массаж мышц языка

Массаж мышц языка

Слайд 50Активирующий массаж мягкого неба
Направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и

повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показателем для данного массажа является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого неба.
Общие рекомендации:

1.Массажное воздействие направлено также на язычно-небные и глоточно-небные дужки;
2.Массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, для стимуляции небных и глоточных мышц;
3.Массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.
Активирующий массаж мягкого небаНаправлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показателем для

Слайд 51Собственно массаж мягкого неба
1.Поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения от твердого

неба к увули по всей поверхности;
2.Поглаживающие, разминающие, растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-небные дужки;
3.Надавливающие движения по всей поверхности мягкого неба в продольном и поперечном направлениях;
4.Просим произнести звук а или э длительно. В это время производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях;
5.Просим произнести звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого неба и небно-язычных дуг.

Собственно массаж мягкого неба1.Поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения от твердого неба к увули по всей поверхности;2.Поглаживающие,

Слайд 52Пассивные и пассивно-активные упражнения на стимуляцию небно-глоточных мышц
1.Шпателем вызвать рефлекторное сокращение

мышц задней стенки глотки и мягкого неба;
2.Имитировать жевание;
3.Пить воду маленькими глотками;
4.Покашливать;
5.Позевывать;
6.Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса;
7.Полоскать горло маленькими порциями теплой воды;
8.Полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления, эти упражнения активизируют работу небно-гортанно-глоточных мышц, усиливают небно-глоточное смыкание.
Пассивные и пассивно-активные упражнения на стимуляцию небно-глоточных мышц1.Шпателем вызвать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого

Слайд 53Упражнения с преодолением сопротивления
1.Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает

инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления;
2.Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивления;
3.Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления;
4.Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.




Упражнения с преодолением сопротивления1.Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает

Слайд 54Массаж уздечки языка
Если уздечка укорочена прибегают к массажным

движениям, способствующим ее растяжению.
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
Массаж уздечки языка Если уздечка укорочена прибегают к массажным   движениям, способствующим ее растяжению. Большим и

Слайд 55Уздечка языка

Уздечка языка

Слайд 56Массаж слизистой оболочки десен и твердого неба
Данный массаж рекомендуется при слабости

кинестетических ощущений.
1.Рот ребенка открыт. Большой палец расположен на внешней стороне верхней десны, а указательный – на внутренней стороне. Энергично нажимая на десны, производить движения справа налево, а затем слева направо сначала по верхней, а потом также по нижней десне;
2.Большим или указательным пальцем энергично проводить по твердому небу, начиная от передних верхних зубов, по направлению к мягкому небу до границы с мягким небом и обратно.
Массаж слизистой оболочки десен и твердого небаДанный массаж рекомендуется при слабости кинестетических ощущений.1.Рот ребенка открыт. Большой палец

Слайд 57Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже
Приспособления:
- Массажные и постановочные зонды; зондозаменители;
-зонды,

предложенные Е.В. Новиковой;
-шпатели; шпатели « Эйра», «Юнона»;
-вибромассажёры;
- массажные ролики; массажные ложки;
-массажер для языка;
-аппарат « Денос»;
Направление движений:
-горизонтальное: от кончика к корню языка и наоборот;
-вертикальное от корня к кончику языка и наоборот;
-поперечное: направление справа налево и обратно по каждой половине языка.
См. след. слайд
Инструментальные методы воздействия в логопедическом массажеПриспособления:- Массажные и постановочные зонды; зондозаменители;-зонды, предложенные Е.В. Новиковой;-шпатели; шпатели « Эйра»,

Слайд 58Постановочные
зонды
Массажер для языка
Зубная щетка
Шпатель « Эйра»

Постановочные зондыМассажер для языкаЗубная щеткаШпатель « Эйра»

Слайд 60Методика точечного массажа
Воздействие на БАТ – один из методов

рефлекторной терапии.
Существует тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма.
Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах.
Методика точечного массажа  Воздействие на БАТ – один из методов рефлекторной терапии.  Существует тесная функциональная

Слайд 61Цели специального точечного массажа
Нормализация тонуса мышц (голосового, дыхательного, артикуляционного аппарата);
Регуляция вегетативных

функций и обменных процессов;
Регуляция эмоционального состояния;
Профилактика расстройств голосового аппарата и заболевания верхних дыхательных путей.

Цели специального точечного массажаНормализация тонуса мышц (голосового, дыхательного, артикуляционного аппарата);Регуляция вегетативных функций и обменных процессов;Регуляция эмоционального состояния;Профилактика

Слайд 62Техника точечного массажа
Для эффективности важно правильное определение БАТ;
Ориентирами определения нужной точки

служат анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр.;
При надавливании на БАТ возникают ощущения субъективного характера;
Способом нахождения БАТ является пальпация.

Техника точечного массажаДля эффективности важно правильное определение БАТ;Ориентирами определения нужной точки служат анатомические образования: впадины, сухожилия, кости

Слайд 63Приемы точечного массажа
Метод:
Возбуждающий

Успокаивающий

При повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий или «тормозящий», метод точечного массажа.
Выполнение:
Найдя нужную точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5-6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1-2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5-6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на точку – от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.
При пониженном мышечном тонусе применяется стимулирующая техника.
Найдя точку, проводят в течение 3-4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки (движение повторяют 6-10 раз).



Приемы точечного массажаМетод:Возбуждающий

Слайд 64Методические указания к проведению точечного массажа
1.На первых сеансах массируют не более

3-4 точек;
2.Во время сеанса рекомендуется массировать точки как общего, так и локального действия;
3.Симметричные точки массируют попарно и одновременно;
4.Т.м. можно сочетать с классическим;
5.Массаж обычно предшествует логопедическому занятию;
6.Т.м. рекомендуется проводить целым курсом: м/у 2-м и 3-м три месяца. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 месяцев. Сеанс массажа проводить через день. Перерыв м/у сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать 3-х дней;
7.Если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.
Методические указания к проведению точечного массажа1.На первых сеансах массируют не более 3-4 точек;2.Во время сеанса рекомендуется массировать

Слайд 65БАТ, используемые в логопедическом массаже
БАТ 1
Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.
А

– одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;
Б – точка в центре подбородочно-губной складки;
В – парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;
Г – парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;
Д – парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.
БАТ, используемые в логопедическом массажеБАТ 1Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.А – одиночная точка под носом в

Слайд 66БАТ 1







Г
А
Б
Д

БАТ 1ГАБД

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть