Слайд 1
Коррекция связной речи.
Виды заданий
по развитию связной речи.
г. Ноябрьск
МБОУ СОШ №9
учитель-логопед
Федорук
А. Б.
Слайд 2Основной целью занятий
по развитию связной речи
является развитие
и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
программирование смысловой структуры высказывания;
установление связности и последовательности его;
отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Слайд 3Последовательность реализации целей
Формирование практических представлений о тексте.
Развитие умений и навыков
анализировать текст.
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
Слайд 4
Виды работы над содержанием текста:
анализ содержания прочитанного материала, расположение его
в логической последовательности, определение основной мысли высказывания;
восстановление деформированного текста;
редактирование текста;
распространение и сжатие текста;
передать содержание текста после одного прослушивания.
Слайд 5Построение самостоятельного связного высказывания:
составить небольшой текст по данному плану;
составить текст по
данному его концу;
составить к тексту заключение и вступление;
составить текст с заданными словами;
составить текст на данную тему с данными словами;
составить текст на тему: «Погода весной» на основании непосредственных наблюдений и данных календаря природы;
составить письмо товарищу, посоветовав ему научиться кататься на коньках;
дать описание сегодняшнего утра;
составить письмо товарищу о своем классе;
составить текст о своем любимом занятии;
передать содержание стихотворения своими словам;
инсценировки.
Слайд 6
Виды заданий по развитию
связной речи
Прочитайте. Найдите начало и конец предложения.
До чего же хорошо было на лугу ветерок шумел с колосками у ручейка зеленела яркая травка между листьями выглядывали жёлтыми глазками весёлые лютики у пригорка росли пышные кустики лугового василька.
Слайд 7 Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
Выходят, лесную,
рыжий, лосиха, на, лужайку, лосёнок, и.
Лосиха, прислушивается, чутко.
Мать, в, окунает, ручей, морду, лохматую.
Резко, лосёнок, лужайку, обегает.
Он, теперь, атаковать, ножками, задними, мать, стал.
Бежит, за, лосиха, озорником.
Стали, они , бодаться.
Устал, малыш, и, на, лёг, землю.
Мать, своего, лижет, сыночка.
Слайд 8
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Сон.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.
Слайд 9
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
По реке плывёт лодка. И плот.
Когда
деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
Я подошел и услышал. Что собака громко залаяла.
Слайд 10
Прочитайте. Определите тип текста.
Петух был такой
красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.
Слайд 11 Я однажды побывала на соревнованиях по
фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги!
Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или еще лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.
Прочитайте. Определите тип текста.
Слайд 12
Прочитайте. Определите тип текста.
На рассвете неподалеку от меня
кто-то зашелестел листьями.
В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный еж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей.
Слайд 13
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Дятел.
Я тихо шел по лесу. Вдруг заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червяков. Всем помогает дятел.
Слайд 14Внимательно прочитайте начало текста.
Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.
Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья. …
Слайд 15 Прочитайте. Напишите сочинение по плану.
Как я отдыхал летом.
План
1.Где ты отдыхал летом?
2.Какое событие тебе запомнилось?
3.Какие чувства ты испытывал?
Слайд 16Литература
Вербицкая М.В., Волошина О. И. Чтение. Тесты, Москва, «Дрофа», 2001.
Кузнецова С.
А. Тесты, самостоятельные работы и творческие задания по литературному чтению, Ростов-на -Дону «Феникс», 2012.
Плешакова Е. П. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 3-4 классы, Волгоград, «Учитель», 2009.
Узорова О. В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи, Москва «Аквариум», 1997.
Языканова Е. В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения, Москва, «Экзамен», 2012.