Слайд 1ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Подготовил учитель-логопед:
Г.А.Вафина
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский
сад комбинированного вида № 379»
г. Казань, 2017 год
Слайд 2 Инновационные технологии –
это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью
методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Слайд 3 Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Слайд 4ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического
и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» –терапия;
различные игры, пособия на развитие мелкой моторики;
криотерапия;
информационные технологии.
Слайд 5Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные техники
рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотерапия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
Слайд 6 «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через
рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Слайд 7Музыкотерапия –
метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Слайд 8Коррекционные задачи музыкотерапии:
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
стимуляция
слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
улучшение общего состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
Слайд 9
коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализация просодической стороны речи
(тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
формирование навыков словообразования;
формирование слоговой структуры слова.
Слайд 10Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа
используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Слайд 11Техники изо-терапии,
используемые для развития речи:
техника «кляксография»;
пальцевая живопись;
рисование мягкой
бумагой;
рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
рисование на стекле;
ниткография;
Слайд 12рисование на манке;
техника рисования листьями,
палочками, камушками и т.п.;
техника отпечатывания
ватой;
техника «оттиск пробками»;
рисование ладонями.
Слайд 14- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Слайд 15развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Кинезиологические упражнения –
это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
Слайд 17Логопедический массаж
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать
мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Слайд 18 Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного
тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
Слайд 19Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж
орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
Слайд 20массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
Слайд 21Логоритмика
- это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр
и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Слайд 22 Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной
педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Слайд 23 Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого
развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Слайд 24Коррекционные задачи сказкотерапии:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование
лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Слайд 25Элементы сказкотерапии:
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание на
занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Слайд 26 Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве
основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Слайд 27Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём
памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Слайд 28 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 29Мнемотехника
Две руки (звуки р, р’)
Колобок (звуки л, л’)
Слайд 30«Синквейн» - от французского «пять строк».
Правила написания синквейна:
1 строка – существительное
2
строка - два прилагательных
3 строка - три глагола
4 строка – фраза из четырёх слов
5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Эффективность и значимость «синквейна»
- это его простота, его могут составлять все;
- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
- это игровой приём;
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза получен-ной информации.
Слайд 31Песочная терапия
- метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и
развитию эмоционально-волевой сферы.
Слайд 32Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и
невербальные средства;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
Слайд 33Конструкторы ЛЕГО
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных
учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Развивая речетворчество дошкольников педагог может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение .
Слайд 34Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание,
роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Слайд 35Шнуровки
Шнуровки - важная развивающая игра для детей,
готовящая руку малыша к рисованию и письму. Хорошо развитая мелкая моторика руки напрямую влияет на устную речь ребенка. Игры со шнуровкой развивают так же сенсорные представления (форма, величина, цвет); математические представления; закрепление лексических тем (транспорт, обувь, фрукты, одежда).
Слайд 36 Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки,
расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Слайд 37 Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных
суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Слайд 38 Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с
помощью специально подобранного цвета.
Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
Слайд 39Информационная технология обучения
"Детская природа требует наглядности".
К. Д. Ушинский.
ИТО– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Слайд 41Возможности использования ИТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного
контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого
создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических
компонентов речи;
расширение спектра
невебральных заданий;
Слайд 42обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;
значительные возможности
в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.