Презентация, доклад по логопедии на тему Экспрессивная речь и её нарушение

Содержание

Экспрессивная речь это процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Слайд 1 Экспрессивная речь и её нарушение


Выполнила:
воспитатель МАДОУ
детский сад №24
Бычкова О.В.
город Златоуст 2015г.

Слайд 2Экспрессивная речь
это процесс формирования высказывания в виде активной устной речи

или самостоятельного письма.

Экспрессивная речь это процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Слайд 3Виды экспрессивной речи
Устная экспрессивная речь
Начинается с общего замысла, проходит стадию «внутренней

речи» и завершается устным произнесением слов

Письменная экспрессивная речь
Имеет сходное психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который представляется в виде написания слов

Виды экспрессивной речиУстная экспрессивная речьНачинается с общего замысла, проходит стадию «внутренней речи» и завершается устным произнесением словПисьменная

Слайд 4Стадии формирования экспрессивной речи
Экспрессивная речь
Определение мотива
Основа идеи высказывания
Развернутое устное высказывание
Проговаривание высказывания

«про себя»
Стадии формирования экспрессивной речиЭкспрессивная речьОпределение мотиваОснова идеи высказыванияРазвернутое устное высказываниеПроговаривание высказывания «про себя»

Слайд 5Мозговая организация экспрессивной речевой деятельности с научной точки зрения
Развернутая экспрессивная речь

начинается

Намерение

мысли

Перекодировка в словесную форму

Воплощение в речевом высказывании

Мозговая организация экспрессивной речевой деятельности с научной точки зренияРазвернутая экспрессивная речь начинаетсяНамерение мыслиПерекодировка в словесную формуВоплощение в

Слайд 6Повторная речь
Условие сохранной повторной речи

1.

Четкое слуховое восприятие

2. Наличие достаточно четкой системы
артикуляци

3. Возможность переключения с одной
артикулемы на другую






Повторная речь Условие сохранной повторной речи     1. Четкое слуховое восприятие

Слайд 7Четкое слуховое восприятие
В акте повторения речевых элементов участвуют системы

височной (слуховой) коры.
Поражение вторичных отделов слуховой коры левого полушария, приводящие к распаду фонематического слуха, неизбежно сопровождается дефектами повторения (замена близким фонем, неправильного воспроизведения их).
Четкое  слуховое восприятие  В акте повторения речевых элементов участвуют системы височной (слуховой) коры. Поражение вторичных

Слайд 8Наличие достаточно четкой системы артикуляций
Обеспечивается нижними отделами постцентральной

(кинестической) коры левого полушария.
Поражение этих отделов мозга приводит к распаду артикуляций, замене близких (оппозиционных) артикулем и появление литературных парафазий.
В массивных поражениях нижних отделов постцентральной области левого полушария эти дефекты выражены резко и приводят к развернутой моторной афазии, в основе которой лежит распад артикулем.
Наличие достаточно четкой системы артикуляций  Обеспечивается нижними отделами постцентральной (кинестической) коры левого полушария.  Поражение этих

Слайд 9 Возможность переключения с одной артикулемы на

другую

Переключение с одного слова на другое.
Для обеспечении пластичности двигательных процессов существенную роль играют аппараты премоторной коры левого полушария – нижних отделов.
Поражение этих отделов мозга приводит к возникновению патологической инертности в речедвигательной сфере и появлению персевераций, которые составляют патофизиологическую основу эфферентной моторной афазии, или афазии Брока.

Возможность переключения с одной       артикулемы на другую

Слайд 10Участие лобных долей в организации экспрессивной речевой деятельности
возникновение сложных

мотивов






При отсутствие данных мотивов спонтанная активная речь не возникает

Формулировка замысла

Создание активного намерения

Участие лобных долей в организации экспрессивной речевой деятельности  возникновение сложных мотивовПри отсутствие данных мотивов спонтанная активная

Слайд 11Расстройства экспрессивной речи
Это минимальная мозговая дисфункция, повреждение

коры речевых отделов или связей между ними.

Расстройство экспрессивной речи –специфическое нарушение развития, при котором значительно снижена способность к использованию выразительной разговорной речи. Понимание остается в пределах возрастной нормы.
Расстройства экспрессивной речи    Это минимальная мозговая дисфункция, повреждение коры речевых отделов или связей между

Слайд 12Уровни расстройства экспрессивной речи

I уровень
Проявляется низкой речевой активностью. Фразовая речь появляется

к 5-6 годам и состоит из пропущенных предложений, включающих 2-3 слова.

II уровень
Характерно более глубокое расстройство использование звуков и грамматических форм.

I I I уровень
Бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, имеют место аграмматизмы (неправильное использование падежей, склонений, предлогов и т.д.)

Общее недоразвитие речи

Уровни расстройства экспрессивной речиI уровеньПроявляется низкой речевой активностью. Фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из

Слайд 13Название предмета нужным словом
Условия
1. Адекватное названия предмета
2. Нормальное название предмета
3. Правильного

названия предмета
4. Необходимое для нормального название предмета – подвижность нервных процессов
Название предмета нужным словомУсловия1. Адекватное названия предмета2. Нормальное название предмета3. Правильного названия предмета4. Необходимое для нормального название

Слайд 14
Условия
Адекватное названия предмета

Предмет его изображения является достаточно отчетливое зрительное восприятие.
Поражение:

височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей)
Она может составлять патофизиологическую основу некоторых форм амнестической афазии, возникающей при поражении темно-затылочных отделов мозга. Это явление в классической неврологии называется оптипческой афазией.

Условия Адекватное названия предметаПредмет его изображения является достаточно отчетливое зрительное восприятие.Поражение: височно-затылочных отделов левого полушария

Слайд 15 Условия нормального названия предмета
Сохранность акустической структуры слова.
Функция слухоречевой системы левой височной

области.
Поражение: приводит к нарушению четкой фонематической организации речевых структур.
Признак нарушения: обилие литеральных парафазий при попытке назвать показанный предмет. Подсказка начальных звуков (слогов) искомого слова в этих случаях не оказывает помощи- корень дефекта лежит в размытости акустического состава слова.
Условия  нормального названия предмета Сохранность акустической структуры слова.Функция слухоречевой системы левой височной области.Поражение:

Слайд 16Условие правильного названия предмета

Нахождение нужного обозначения и

торможения всех побочных альтернатив.

Нарушение: подсказка первого звука искомого слова помогает больному и сразу приводит к нахождению нужного слова.



Условие  правильного названия предмета    Нахождение нужного обозначения и торможения всех побочных альтернатив.

Слайд 17Условие необходимое для нормального названия предмета
Подвижность нервных процессов.

Поражение: это условие не соблюдается как при поражении нижних отделов премоторной области левого полушария (зона Брока), так и при поражении левой лобно-височной области коры.

Нарушение: Нарушается критическое отношение к возникающей патологической инертности и коррекции допускаемых ошибок.
Условие необходимое для нормального названия предметаПодвижность нервных процессов.    Поражение: это условие не соблюдается как

Слайд 18Первые признаки при которых следует обратится к врачу
при отсутствии у ребенка

речи в виде слов к 2 годам и простых фраз к 3 годам.

при небольшом словарном запасе.

трудностях с подбором синонимов.

Трудности в пересказе текста.

при неправильной структуре предложений.

ошибках в речи.

сокращенном произношении слов.

неправильном использовании предлогов.

неправильном использовании местоимений.

неумении склонять существительные.

Первые признаки при которых следует обратится к врачупри отсутствии у ребенка речи в виде слов к 2

Слайд 19Диагностика
Расстройство экспрессивной речи диагностируется:
детским психологом

неврологом

логопедом

Если отсутствует органическое

поражение головного мозга, нарушение слуха, задержки психомоторного развития или умственной отсталости.
ДиагностикаРасстройство экспрессивной речи диагностируется: детским психологомневрологом логопедом Если отсутствует органическое поражение головного мозга, нарушение слуха, задержки психомоторного

Слайд 20Принцип лечения расстройства экспрессивной речи
Занятия с логопедом

Психотерапия

Медикаментозная

терапия

Принцип лечения расстройства экспрессивной речиЗанятия с логопедомПсихотерапияМедикаментозная

Слайд 21Используемые материалы:
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. –

М., 1997
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.

Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
Лурия А.Р.: Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009.
Хомская Е.Д.: Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006.
http://www.zdorovieinfo.ru/bolezni/rasstroystvo_ekspressivnoy_rechi_u_detey/


Используемые материалы:Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1997Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть