Слайд 1Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Тальменского района Алтайского края
Логопедическое сопровождение детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР
Составитель:
Пендикова Оксана Ивановна
учитель-логопед
Слайд 2 Особенности речевого развития
У обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и c ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления также отмечается нарушение всех структурных компонентов речи.
Нарушения речи у детей данной категории носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.
Слайд 3Целями логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и
с ТМНР являются
-расширение представлений об окружающем мире,
-формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных),
-повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей
возможной социализации.
Слайд 4Задачи:
обеспечение необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения, поддержание стремления
к общению;
формирование умения понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
формирование у детей невербальных форм коммуникации;
формирование умения адекватно реагировать и действовать на обращение знакомых людей;
развитие способностей в выражении: своего настроения, потребности, сообщении о состоянии своего здоровья, выражении просьб с помощью доступных знаковых систем;
создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
Слайд 5Программа логопедической работы включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её
основное содержание:
- диагностическая работа;
- коррекционно - развивающая работа;
- методическая работа.
Слайд 6Программа логопедической работы
Слайд 9 Список методик для логопедического обследования речи умственно отсталых детей
1. Методика
психолого-педагогического и логопедического обследования умственно отсталых детей (составители: К.Г.Ермилова, Л.И.Алексина, Е.С.Слепович, Л.А.Зайцева, Т.А.Процко).
2. Методика С. Д. Забрамной «Обследование речи умственно отсталых детей»
3. Методика Н.С. Жуковой «Изучение сформированности импрессивной речи детей с умственной отсталостью».
4. Методика логопедического обследования умственно отсталых детей Р. И. Лалаевой.
5. Методика логопедического обследования детей-олигофренов
Н. М.Трубниковой.
6. Методика обследования речи Переслени Л.И. и Фотековой Т.А.
Слайд 10
Логопедическое обследование
В процессе диагностической работы осуществляется обследование речевых, неречевых и моторных
функций ребенка, заполняется речевая (диагностическая) карта .
Условия обследования:
установление контакта с ребенком,
-учет индивидуальных особенностей,
-доступные методы и средства диагностики
-создание эмоционального комфорта для ребенка,
-проведение обследования в несколько приёмов, непродолжительных по времени, особенно, если ребенок проявляет негативизм
Логопедическое обследование проходит 2 раза в год (сентябрь, май)
Слайд 11
Направления логопедического обследования
Слайд 12
Направления логопедического обследования
неговорящего ребёнка
Слайд 13Алгоритм логопедического обследования
Сбор анамнеза ( беседа с родителями, изучение документации)
Обследование состояния
речевого аппарата
Обследование просодической стороны речи
Обследование состояния моторных функций (артикуляционной, общей, мелкой моторики)
Обследование понимания речи (импрессивная речь)
Обследование экспрессивной речи
Анализ полученных результатов и заполнение речевой (диагностической) карты,
Слайд 14
Логопед называет игрушки, потом просит ребенка показать или взять (подать)
Конкретные существительные
Понимание
речи изучается, прежде всего, на хорошо знакомых предметах
Слайд 15Названия предметов, которыми пользуется в быту
Логопед называет предмет,
потом просит ребенка
показать или взять (подать)
Понимание речи
Слайд 16Понимание речи
Части тела человека и животных
Логопед просит ребенка показать
( назвать) какую-либо часть тела
Слайд 17 Действия
Логопед просит
показать (назвать), где на картинке кто-то:
ест, спит, бежит, играет, идёт, моет руки и т.д.
Понимание речи
Слайд 18Выполнение поручений по словесной инструкции
Логопед просит ребёнка выполнить действия:
Дай куклу. Принеси машинку.
Посади куклу Покатай машинку.
Положи спать. Поставь машинку на стул.
Покачай куклу. Положи машинку в коробку.
Понимание речи
Слайд 19Понимание речи
Обобщающие слова
Логопед просит показать (назвать), где на картинке посуда,
одежда, предметы быта, мебель и т.д.
Слайд 20Понимание речи
Простейшие грамматические формы
Логопед просит показать (назвать) по картинке где:
-кот-коты,
-мяч- мячи,
-дом-домик и т.д.
Слайд 21Экспрессивная речь
Определяется характер речи :
-отсутствие речи,
-лепетная,
-однословная,
-фразовая
На основе этого и строится
дальнейшее обследование:
Если речь присутствует, то обследуются все её стороны, все произносимые слова фиксируются, чтобы установить запас активного и пассивного словаря.
Если речь отсутствует, то в ходе спонтанной ситуации и направленного обследования фиксируется следующее:
наличие вокализаций, внегортанных звукообразований,
подражания, выражения желаний,
собственных высказываний,
состояние произносительной стороны речи
Слайд 22Артикуляционная моторика
1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении.
2. Широко открыть рот
и удержать язык на дне ротовой полости.
3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении.
4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении.
5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении.
6. Высунуть язык и удержать его по средней линии.
7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении.
8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении.
9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта.
10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы.
11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении.
12. Пощёлкать языком.
13. Облизать губы по кругу.
Слайд 23Общая моторика
Движения рук и плечевого пояса
Поднять руки вверх
Показать, как летают птицы
Движения
туловища
Покачаться, как маятник часов (тик-так)
Наклониться и взять предмет с пола
Движения ног, равновесие
Постоять на одной ноге (как петушок)
Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира)
Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен)
Статическая координация движений
Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза
Динамическая координация движений
Шагать, как солдат
Выполнить 3 приседания
Слайд 24 Мелкая моторика
Кинестетическая основа движений
Показать «козу
рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе
Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании)
Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой)
Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками)
Кинетическая основа движений
Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока)
Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук)
«Игра на пианино»
Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь)
Слайд 25Анализ полученных результатов
Анализ полученных результатов заключается в заполнении речевой (диагностической)
карты обследования, где фиксируются все полученные данные по изученным направлениям, пишется логопедическое заключение, составляется индивидуальный план логопедической работы для ребенка
Слайд 26Составление программы
коррекционно-логопедических занятий
Программа составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом
его психических, возрастных и умственных возможностей. Программа направлена на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Слайд 27Реализация программы коррекционно-логопедических занятий
Коррекционная работа ведется в соответствии с разработанной программой
коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, как правило, в знакомой для ребёнка (домашней) обстановке. Продолжительность занятия может меняться, в зависимости от скорости утомляемости и концентрации внимания ребёнка.
Слайд 28Общая характеристика логопедических занятий
Вся коррекционно – развивающая работа
с учащимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы» и т.д.
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие у наших обучающихся, формирует у них представления о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.
Слайд 29Итоговое обследование
Итоговое обследование проводится в конце учебного года. Используются те же
методики исследования, что и при стартовом обследовании.
Полученные результаты заносятся в диагностическую карту, для сравнительного анализа и выявления динамики развития.