Презентация, доклад по логопедии Логопедическое сопровождение детей с ТМНР

Содержание

Особенности речевого развития У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и c ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления также отмечается нарушение всех структурных компонентов речи. Нарушения речи

Слайд 1Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя

общеобразовательная школа № 1» Тальменского района Алтайского края


Логопедическое сопровождение детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР

Составитель:
Пендикова Оксана Ивановна
учитель-логопед

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа № 1»

Слайд 2 Особенности речевого развития
У обучающихся с умеренной, тяжелой,

глубокой умственной отсталостью и c ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления также отмечается нарушение всех структурных компонентов речи.
Нарушения речи у детей данной категории носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.
Особенности речевого развития  У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и c ТМНР

Слайд 3Целями логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и

с ТМНР являются
-расширение представлений об окружающем мире,
-формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных),
-повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей
возможной социализации.

Целями логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР являются -расширение представлений об

Слайд 4Задачи:
обеспечение необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения, поддержание стремления

к общению;
формирование умения понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
формирование у детей невербальных форм коммуникации;
формирование умения адекватно реагировать и действовать на обращение знакомых людей;
развитие способностей в выражении: своего настроения, потребности, сообщении о состоянии своего здоровья, выражении просьб с помощью доступных знаковых систем;
создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
Задачи: обеспечение необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения, поддержание стремления к общению; формирование умения понимать обращенную

Слайд 5Программа логопедической работы включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её

основное содержание:
- диагностическая работа;
- коррекционно - развивающая работа;
- методическая работа.

Программа логопедической работы включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:  - диагностическая работа;

Слайд 6Программа логопедической работы

Программа логопедической работы

Слайд 9 Список методик для логопедического обследования речи умственно отсталых детей
1. Методика

психолого-педагогического и логопедического обследования умственно отсталых детей (составители: К.Г.Ермилова, Л.И.Алексина, Е.С.Слепович, Л.А.Зайцева, Т.А.Процко).

2. Методика С. Д. Забрамной «Обследование речи умственно отсталых детей»

3. Методика Н.С. Жуковой «Изучение сформированности импрессивной речи детей с умственной отсталостью».

4. Методика логопедического обследования умственно отсталых детей Р. И. Лалаевой.

5. Методика логопедического обследования детей-олигофренов
Н. М.Трубниковой.

6. Методика обследования речи Переслени Л.И. и Фотековой Т.А.

Список методик для логопедического обследования речи умственно отсталых детей1. Методика психолого-педагогического и логопедического обследования умственно отсталых

Слайд 10
Логопедическое обследование
В процессе диагностической работы осуществляется обследование речевых, неречевых и моторных

функций ребенка, заполняется речевая (диагностическая) карта .
Условия обследования:
установление контакта с ребенком,
-учет индивидуальных особенностей,
-доступные методы и средства диагностики
-создание эмоционального комфорта для ребенка,
-проведение обследования в несколько приёмов, непродолжительных по времени, особенно, если ребенок проявляет негативизм
Логопедическое обследование проходит 2 раза в год (сентябрь, май)
Логопедическое обследованиеВ процессе диагностической работы осуществляется обследование речевых, неречевых и моторных функций ребенка, заполняется речевая (диагностическая) карта

Слайд 11

Направления логопедического обследования

Направления логопедического обследования

Слайд 12

Направления логопедического обследования
неговорящего ребёнка

Направления логопедического обследованиянеговорящего ребёнка

Слайд 13Алгоритм логопедического обследования

Сбор анамнеза ( беседа с родителями, изучение документации)
Обследование состояния

речевого аппарата
Обследование просодической стороны речи
Обследование состояния моторных функций (артикуляционной, общей, мелкой моторики)
Обследование понимания речи (импрессивная речь)
Обследование экспрессивной речи
Анализ полученных результатов и заполнение речевой (диагностической) карты,


Алгоритм логопедического обследованияСбор анамнеза ( беседа с родителями, изучение документации)Обследование состояния речевого аппаратаОбследование просодической стороны речиОбследование состояния

Слайд 14
Логопед называет игрушки, потом просит ребенка показать или взять (подать)

Конкретные существительные
Понимание

речи изучается, прежде всего, на хорошо знакомых предметах
Логопед называет игрушки, потом просит ребенка показать или взять (подать)Конкретные существительныеПонимание речи изучается, прежде всего, на хорошо

Слайд 15Названия предметов, которыми пользуется в быту
Логопед называет предмет,
потом просит ребенка

показать или взять (подать)

Понимание речи

Названия предметов, которыми пользуется в бытуЛогопед называет предмет, потом просит ребенка показать или взять (подать)Понимание речи

Слайд 16Понимание речи
Части тела человека и животных
Логопед просит ребенка показать

( назвать) какую-либо часть тела
Понимание речи Части тела человека и животных Логопед просит ребенка показать ( назвать) какую-либо часть тела

Слайд 17 Действия

Логопед просит

показать (назвать), где на картинке кто-то:
ест, спит, бежит, играет, идёт, моет руки и т.д.


Понимание речи

ДействияЛогопед просит показать (назвать), где на картинке кто-то:

Слайд 18Выполнение поручений по словесной инструкции

Логопед просит ребёнка выполнить действия:

Дай куклу. Принеси машинку.


Посади куклу Покатай машинку.
Положи спать. Поставь машинку на стул.
Покачай куклу. Положи машинку в коробку.
 

Понимание речи

Выполнение поручений по словесной инструкцииЛогопед просит ребёнка выполнить действия:Дай куклу.		Принеси машинку. Посади куклу

Слайд 19Понимание речи
Обобщающие слова


Логопед просит показать (назвать), где на картинке посуда,

одежда, предметы быта, мебель и т.д.
Понимание речи Обобщающие словаЛогопед просит показать (назвать), где на картинке посуда, одежда, предметы быта, мебель и т.д.

Слайд 20Понимание речи
Простейшие грамматические формы

Логопед просит показать (назвать) по картинке где:


-кот-коты,
-мяч- мячи,
-дом-домик и т.д.
Понимание речи Простейшие грамматические формыЛогопед просит показать (назвать) по картинке где: -кот-коты,-мяч- мячи,-дом-домик и т.д.

Слайд 21Экспрессивная речь
Определяется характер речи :
-отсутствие речи,
-лепетная,
-однословная,
-фразовая
На основе этого и строится

дальнейшее обследование:
Если речь присутствует, то обследуются все её стороны, все произносимые слова фиксируются, чтобы установить запас активного и пассивного словаря.
Если речь отсутствует, то в ходе спонтанной ситуации и направленного обследования фиксируется следующее:
наличие вокализаций, внегортанных звукообразований,
подражания, выражения желаний,
собственных высказываний,
состояние произносительной стороны речи

Экспрессивная речьОпределяется характер речи :-отсутствие речи,-лепетная, -однословная,-фразоваяНа основе этого и строится дальнейшее обследование:Если речь присутствует, то обследуются

Слайд 22Артикуляционная моторика
1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении.
2. Широко открыть рот

и удержать язык на дне ротовой полости.
3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении.
4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении.
5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении.
6. Высунуть язык и удержать его по средней линии.
7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении.
8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении.
9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта.
 10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы.
11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении.
12. Пощёлкать языком.
 13. Облизать губы по кругу.
 


 

Артикуляционная моторика1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении.2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой

Слайд 23Общая моторика
Движения рук и плечевого пояса
Поднять руки вверх 
Показать, как летают птицы
Движения

туловища
Покачаться, как маятник часов (тик-так) 
Наклониться и взять предмет с пола 
Движения ног, равновесие
Постоять на одной ноге (как петушок) 
Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира) 
Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен) 
Статическая координация движений
Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза 
Динамическая координация движений
Шагать, как солдат 
Выполнить 3 приседания
 

 

Общая моторикаДвижения рук и плечевого поясаПоднять руки вверх Показать, как летают птицыДвижения туловищаПокачаться, как маятник часов (тик-так) Наклониться и

Слайд 24 Мелкая моторика
Кинестетическая основа движений
Показать «козу

рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе 
Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании)
 Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой) 
Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками)
 
Кинетическая основа движений
Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока) 
Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) 
«Игра на пианино»  
Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь)
 

Мелкая  моторика   Кинестетическая основа движенийПоказать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими

Слайд 25Анализ полученных результатов
Анализ полученных результатов заключается в заполнении речевой (диагностической)

карты обследования, где фиксируются все полученные данные по изученным направлениям, пишется логопедическое заключение, составляется индивидуальный план логопедической работы для ребенка
Анализ полученных результатовАнализ полученных результатов заключается в заполнении речевой  (диагностической) карты обследования, где фиксируются все полученные

Слайд 26Составление программы
коррекционно-логопедических занятий
Программа составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом

его психических, возрастных и умственных возможностей. Программа направлена на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Составление программы коррекционно-логопедических занятийПрограмма составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом его психических, возрастных и умственных возможностей.

Слайд 27Реализация программы коррекционно-логопедических занятий

Коррекционная работа ведется в соответствии с разработанной программой

коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, как правило, в знакомой для ребёнка (домашней) обстановке. Продолжительность занятия может меняться, в зависимости от скорости утомляемости и концентрации внимания ребёнка.

Реализация программы коррекционно-логопедических занятийКоррекционная работа ведется в соответствии с разработанной программой коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся 1 раз

Слайд 28Общая характеристика логопедических занятий
Вся коррекционно – развивающая работа

с учащимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы» и т.д.
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие у наших обучающихся, формирует у них представления о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.
Общая характеристика логопедических занятий  Вся коррекционно – развивающая работа с учащимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной

Слайд 29Итоговое обследование

Итоговое обследование проводится в конце учебного года. Используются те же

методики исследования, что и при стартовом обследовании.
Полученные результаты заносятся в диагностическую карту, для сравнительного анализа и выявления динамики развития.

Итоговое обследованиеИтоговое обследование проводится в конце учебного года. Используются те же методики исследования, что и при стартовом

Слайд 30
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть