Слайд 1Тема:
Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях
Слайд 2Универсальные учебные действия
личностные действия
регулятивные действия
познавательные универсальные действия
коммуникативные действия
Слайд 3Личностные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 4Регулятивные действия
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним
относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
Слайд 5Познавательные универсальные действия
включают: общеучебные (в том числе знаково-символические
действия), логические, а также постановку и решение проблемы.
Слайд 6Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 7ОНР
ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение
речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.
Слайд 9
Коррекционно-воспитательная работа
(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)
Слайд 11Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.
Слайд 13Письмо с пропусками
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за
котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясёт бородою.
Слайд 14Там к.тик усатый по садику бр.дит,
а к.злик р.гатый за к.тик.м х.дит.
И
лап.чк.й к.тик м.ет св.й р.тик,
А к.злик сед.ю трясёт б.р.д.ю.
Слайд 15«Будь внимательным!»
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
Слайд 16Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать
по плану.
Слайд 17Расскажите о звуке по плану- схеме
Слайд 22 Звуки мы слышим и говорим.
Буквы мы пишем и видим.
Слайд 24Определи порядок действий
Ребята (выключили, исключили) телевизор. Ребята (выключили, исключили) Павлика
из игры.
1
Прочитай и спеши предложения,
вставляя подходящие по смыслу слова.
Обозначь в этих словах приставку.
Устно объясни свой выбор.
2
3
4
5
Слайд 25Составьте алгоритм
Детям предлагают поработать в парах. Задание общее для
всех пар :составить алгоритм ( последовательность интеллектуальных операций) решения определённой учебной задачи. Примеры заданий:1) составьте алгоритм разбора слова по составу;2)составьте алгоритм проверки слова с безударным гласным в корне.
Слайд 26Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
Повтори чистоговорки, четко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша
– Саша моет малыша.
По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков С-Ш.
Седой дедушка, сосновые шишки, большая собака
Слайд 27Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не
связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
Слайд 29Ищем случайные ошибки
Памятка
Проверь свою работу
(I проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с
последнего.
Не пропустил ли ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ
Слайд 30Ищем орфографические ошибки
Памятка
Проверь свою работу
(II проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с
последнего.
Не словарное ли слово?
Есть ли в слове орфограммы? Какие?
Обозначь опасные места
Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Слайд 31Проверка предложений
Памятка
Проверь свою работу
(III проверка)
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
Не
пропустил ли ты слово?
Не написал ли лишнее слово?
Как написаны предлоги и союзы?
Правильно ли слова связаны друг с другом?
(Проверь окончания)
Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Слайд 32Упражнения, развивающие умение
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Слайд 33Линейка достижений
1. Я научился различать буквы Б и Д (умения по
теме занятия)
оценка от 0 до 5
2. Я старался
оценка от 0 до 5
3. Какую оценку я сам себе поставлю
оценка от 0 до 5
Слайд 36Лист достижений
Я старался
У меня почти получилось
Я Молодец!!
Слайд 37Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании
познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.
Слайд 38Литература:
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие
для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.