Слайд 2Тема: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ АУТИЗМЕ И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ
План
1. Понятие
о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
2.Причины аутизма .
3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика
4. Возможности развития образования и социализации
5. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Слайд 3Аутизм (от греч. autos—сам)
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных,
социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.
Слайд 4Аутизм
понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций
на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская).
Слайд 6
История изучения проблемы раннего детского аутизма
Впервые термин «аутизм» был использован немецким
психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году
сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер в 1943 году
В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено Мнухиным Самуил Семеновичем в 1947 году, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА
Слайд 7Признаки аутизма
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при артистическом расстройстве
личности отмечаются:
качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
качественные нарушения способности к общению;
ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности.
Слайд 8
Признаки аутизма
Нарушение речи
Стереотипность поведения, боязнь перемен
Проблемы в социализации.
Приступы
агрессии
Слабый интерес к игрушкам
Отсутствие эмоционального контакта с людьми
Слайд 10причины
роль генетических факторов в этиологии РДА :большая часть случаев
РДА наследственно обусловлена
развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов.
Слайд 11мультифакториальный механизм
генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности
к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним — травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.)
Слайд 12Органическое поражение ЦНС
рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет.
У большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно. Попытки связать РДА с определенной локализацией поражения были, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленного материала пока недостаточно
Слайд 13Психогенный фактор
рассматривается в США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода.
В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет.
Психогенный фактор может: а) быть манифестным для любых форм РДА; б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживанием своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания; в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах деривационного психического развития.
Слайд 14. Клинико-психолого-педагогическая характеристика
. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру,
является триада симптомов: 1) аутизм с аутистическими переживаниями;
2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
3) своеобразные нарушения речевого развития
Слайд 15Проявления аутизма
не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека,
не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;
Слайд 16Проявление аутизма
к окружающим относится индифферентно
своих близких узнает, но при этом
достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет
к ласке относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается
Слайд 17Проявление аутизма
отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) : либо
вообще их не переносит, либо безразличен к ним
потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) : в одних случаях не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло
Слайд 18Для поведения аутичного ребенка характерен феномен тождества
проявляющийся в стремлении к сохранению
привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем
реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении
Слайд 19Феномен тождества
многократном повторении одних и тех же движений и действий —
от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов;
стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.);
повторении одних и тех же звуков, слов;
ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п
Слайд 20Стереотипность проявляется и в игре:
типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех
же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.).
Игрушки если и используются, то не по назначению.
любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок
Слайд 21особенности моторики
Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и
амплитуде.
отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие,
тонкая моторика развивается раньше, чем общая
движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Слайд 22страхи
могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства
дифференцированными, когда
ребенок боится определенных предметов и явлений: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.
Страхи различны по своей природе
В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям
Слайд 23В других случаях объект страха -источник определенной опасности
но занимает слишком большое
место в переживаниях ребенка, опасность переоценивается.
Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.
Слайд 24аутистические фантазии
Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная
и искаженная связь с окружающим
Слайд 25особенности речевого развития аутичных детей
мутизм (отсутствие речи)
эхолалии
(повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время
слова-штампы и фразы-штампы
фонографичность («попугайность») речи;
отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге
автономность речи;
Слайд 26Особенности речевого развития аутичных детей
позднее появление в речи личных местоимений
(особенно «я») и их неправильное употребление
нарушения семантики
нарушения грамматического строя речи;
нарушения звукопроизношения;
нарушения просодических компонентов речи.
Слайд 27интеллектуальное развитие детей с аутизмом
неравномерность, парциальность развития
отличные вычислительные способности (ребенок
легко складывает, вычитает, умножает, делит) сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей орентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги
Слайд 28основной дефект
дезорганизованность восприятия
нарушения соотношения процессов сна и бодрствования
когнитивные
и речевые проблемы
сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности).
Слайд 29Низкий психический тонус означает
взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает
столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные: не связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным
Слайд 30В сенсорной сфере
многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных
ощущений и дискомфорта.
Также труднопереносимыми становятся эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, его взгляд
Слайд 31аутизм
— образование вторичное илегче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным
воздействиям.
можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации
Слайд 32
Какие виды аутизма можно выделить:
Аутизм раннего детства – иначе глубокий аутизм
или синдром Каннера. Встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Атипичный аутизм – находится в классификации МКБ-10 под кодом F84.1. Не имеет полномасштабного проявления
Синдром Аспергера – находится в МКБ-10 под кодом F84.5, так называемая, мягкая форма аутизма.
Нарушение способности невербального обучения. Находится в МКБ-10 под кодом F81.9. Клинической картиной очень напоминает синдром Аспергера
Комплексное расстройство развития. Находится под кодом F84.9. Начинается в раннем детстве.
Высокофункциональный аутизм.
Семанто-прагматические нарушения
Гиперлексия
Синдром многих сложных нарушений развития (Multiple-complex Developmental Disorder, McDD).
Слайд 33Возможности развития, образования и социализации определяются факторами
тяжесть, глубина аутистических расстройств;
ранняя диагностика;
более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолженность, достаточный объем;
единство усилий специалистов и семьи
Слайд 34. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно
широко распространено в США и некоторых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в некоторой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально
Слайд 35
Методы коррекции аутизма:
Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны
создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок.
Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
Слайд 36АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается
с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Слайд 37Программа Son-Rise- опирается на собственную мотивацию ребенка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребенка, присоединяется к нему —
к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.
Слайд 38Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с
интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Слайд 39Холдинг-терапия (терапия объятий, контакт с мамой, взаимодействие) Цель холдинг терапии — образования физической
связи между матерью и ребенком. Терапия помогает ребенку развить ощущение и привычку чувствовать себя комфортно на руках у мамы, родителям позволяет научиться успокаивать, переключать ребенка, лучше понимать своего малыша. Не бояться истерик и вспышек ярости своего ребенка. Такие занятия формирует возрастающее чувство взаимной привязанности между родителями и ребенком.
Слайд 40При коррекции аутизма применяют также анималотерапию — вид терапии, использующий животных и их
образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использованием собак)
Слайд 42Список Литературы
Кревелен В.К. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия.-
СПб, 1997
Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема.- М.: НИИ дефектологии РАО, 1992, 125 с.
Башина В.М. Ранний детский аутизм.
Мамайчук И. И.. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь. — 288 с.. 2007