Слайд 1Игротерапия центрированная на клиенте
Слайд 2Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом
и В. Экслайн.
Слайд 3Цель данной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал.
Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
Слайд 5В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности
психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.
Слайд 6Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или
ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.
Слайд 7Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между
ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.
Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.
Слайд 9Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:
— нарушение роста «Я»,
отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;
— низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;
— высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;
— эмоциональная лабильность и неустойчивость.
Слайд 10Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы
обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.
Вместе с тем целью коррекции не может и не должно быть прямое изменение личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату «клиент-центрированной терапии» — постулату безусловного принятия ребенка.
Слайд 11Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:
— расширение репертуара
форм самовыражения ребенка;
— оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
— повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
— развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
— оптимизация развития «Я-концепции»;
— повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я».