Слайд 1Технология проблемного обучения на уроках географии
Преподаватель географии и биологии
МБОУ «Основная общеобразовательная
школа-интернат №1»,
Горошкова М.Е.
Слайд 2Ⅰ.«Проблемное обучение по Исааку Яковлевичу Лернеру»
Решение учащимися (под руководством учителя) новых
познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы.
Слайд 3Ⅰ. Цели проблемного обучения
достижение высокого уровня развития школьников;
развития способности к
самообучению, самообразованию;
активизация мышления учащихся;
формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся;
формирование необходимой системы знаний, умений и навыков;
формирование мотивации достижения успеха;
формирование интереса к изучаемому предмету
Слайд 4Ⅰ. Основные методы решения проблемных задач
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему
и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение)
Слайд 5Условия для построения системы:
Связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями,
понятиями и закономерностями в самой географической науке.
Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географически-научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки).
Связь с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся.
Возможность группировки учебного материала, в том числе и фактического, вокруг решения проблемы.
Слайд 6Варианты постановки и решения проблемы
Лекция: педагог ставит и решает проблему
- ученики пассивно слушают.
Лекция-беседа: педагог – задает уточняющие и дополняющие вопросы, структурирует, систематизирует высказывания, подводит к выводам; ученики – участники диалога.
Малые группы (альтернативы): педагог – постановка проблемы, отбор 2-3 путей решения, анализ выступлений групп; ученики – первичное определение путей решения, поиск аргументов в защиту своей точки зрения (в группах).
Слайд 7Варианты постановки и решения проблемы
«Мозговой штурм»: педагог – постановка проблемы
(1 этап), отбор группы, организация работы; ученики – распределение ролей во время штурма, генерирование идей (2 этап), оценивание предложенных идей и выбор наиболее оптимальных (3 этап)
Генераторы - критики: педагог – постановка проблемы, формирование 2-х групп, направление их работы; ученики – генерирование любых идей (1 группа) и выбор оптимальных путей решения (2 группа)
Слайд 8Ⅱ.«Традиционное проблемное обучение в географии»
Решение проблем, заинтересованных их наук и
адаптированных к возможностям школьников называются «традиционным проблемным обучением» в географии.
Слайд 9Виды проблемных заданий
Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например
о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле).
Слайд 10Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и
требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки, школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе t в июле выше, чем в экваториальном).
Слайд 11Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с
привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, природные условия в Сибири более суровые. Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг).
Слайд 12Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на
территории Амазонии, если вырубят сельву).
Слайд 13Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или
уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).
Слайд 14Ⅲ.«Реальное проблемное обучение»
Выбор способа поиска решений (много возможных вариантов).
Требует применения системы
исследовательских процедур, начиная со сбора данных и кончая их анализом, и построением обобщения.
Решение реальной проблемы завершается практическими предложениями или даже попыткой внедрить результаты проведенного исследования в жизнь.
Слайд 15
Реальная проблема
«Как проехать?»
I этап. Постановка проблемы.
Определить, возможно ли быстро, дешево
и безопасно добраться из данного населенного пункта в другой.
Слайд 16Варианты:
Проезд до школы и обратно
Поездка в места отдыха
Проезд из Елизова до
Петропавловск-Камчатского и т.д.
Слайд 17Понятия географии:
Транспортный узел
Транспортная сеть
Транспортный поток (общественный и
частный транспорт для перевозок товаров и пассажиров).
Слайд 18
II этап. Рекомендуемые виды учебной деятельности.
Объединяют в группы.
Используют
наблюдения.
Интервьюируют и анкетируют местных жителей.
Изучают маршруты транспорта.
Обследуют места скопления населения и т.д.
Систематизируют информацию в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотосъемки, написания отчетов.
Идет обсуждение в классе.
Слайд 19
III этап. Внедрение результатов работы в практику.
Изменение транспортных потоков.
Ввести
вблизи школы улицы с односторонним движением.
Изменить маршруты и расписания некоторых автобусов для обслуживания населения.
Слайд 20Заключение:
Преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают овладеть исследовательскими
процедурами, формируют положительные мотивы к изучению географии и учебному процессу в целом.