Слайд 1«Особенности тревожности детей и способы ее преодоления»
Подготовила: педагог-психолог ОСР
Маргасова Н.Г.
Слайд 3Страх
Тревога
Неуверенность
Боязнь
волнение
Переживание
СОМНЕНИЕ
Слайд 4Тревожность
– это индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляющаяся в повышенной склонности
испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Слайд 5Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения.
Например, иногда случается, что
ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски, а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным - это проявление тревоги.
Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах (при ответе у доски, общении с малознакомыми людьми и др.), то это устойчивое психическое состояние - тревожность.
Слайд 6ТРЕВОГА
ситуативная или мобилизующая тревога,
которая дает дополнительный импульс.
расслабляющая тревога, которая
парализует человека.
Слайд 7Когда дети боятся чего-то конкретного - это страх. Например, страху темноты,
высоты, замкнутого пространства.
Э. Изард объясняет различие понятий «страх» и «тревога»: тревога состоит из множеств эмоций, одной из которых является страх.
Страх может появляться у человека в любом возрасте, начиная с 1 года жизни
Слайд 8В период с 2 до 3 лет отмечается расширение репертуара страхов,
причем они носят, как правило, конкретный характер.
В 2 года дети чаще всего боятся, например, посещения врача,
а начиная примерно с 3 лет число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества.
В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти,
а в 7-8 – страх смерти родителей.
С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
Слайд 9 в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность,
угрожающую жизни и здоровью.
Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности.
Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание.
Слайд 10Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с
места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания.
Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть, он будет более раскован.
А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.
Слайд 11внушаемые страхи.
Их источник - взрослые, окружающие ребенка
(родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности.
«Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения.
Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
Слайд 12 К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые
возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь это , баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом».
У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.
Слайд 13Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей являются:
внутриличностные конфликты, прежде
всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности
нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного взаимодействия,
а также взаимодействия со
сверстниками.
Слайд 14Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии /
ситуации конфликта, вызванного:
негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками
Слайд 15
Откуда берется повышенная тревожность?
1.Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная
атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.
2.Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.
Слайд 16
3.Есть родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают,
чего и как добиваться от жизни. А главное - чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям
4.Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, развод родителей, начало обучения в первом классе, переход в другой класс или школу, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
Слайд 17в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики,
к 9-11
годам – соотношение становится равномерным,
после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
Девочки при этом сильнее волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.),
а мальчиков в основном беспокоят насилие и наказание.
Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними.
В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Слайд 19Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события,
а его предчувствия.
Часто ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.
У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок.
Такие дети очень самокритичны,
думают, что они и впрямь хуже
других во всем, самые некрасивые,
неумные, неуклюжие.
Слайд 20Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей
характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.
Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Слайд 21П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для ребенка
следующие признаки:
постоянное беспокойство,
трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем- либо,
мышечное напряжение (например, в области лица, шеи),
раздражительность.
Можно предположить, что ребенок тревожен,
если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, проявляется постоянно.
Слайд 22«Признаки тревожности»
(авторы Г.П. Лаврентьва и Т.В. Титаренко)
1. Не может
долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
Слайд 2313. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него
страх.
15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
Слайд 24Как же помочь тревожному ребёнку?
По возможности, конечно, контролировать свои реакции
на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он есть. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
Слайд 25Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время.
Рекомендуется ее проводить
в трех направлениях.
Повышение самооценки.
Обучение управлению своим поведением
Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Слайд 26Повышение самооценки.
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную
работу.
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
А чтобы о достижениях ребенка или воспитанника узнали окружающие, в группе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Слайд 27Обучение управлению своим поведением
Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные
дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.
можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Слайд 28Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать
достижения одних детей с достижениями других.
Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя говорить ему «ты хуже всех выполнила аппликацию» или «ВАСЯ ты закончил рисунок последним
Слайд 29Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный
контакт.
Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Слайд 301.Нередко взрослые предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах.
2.Прежде всего, надо ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии других детей. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
3.Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Слайд 31
4.Полезно снизить количество замечаний. МОЖНО в течение одного только дня записать
все замечания, высказанные ребенку. Вечером его перечитать. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и ребенку.
5.Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Убью тебя!
Они и без того боятся всего нас свете
6.Ласковые прикосновения взрослых помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
7.Взрослые должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагируют на его разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Слайд 32И еще несколько рекомендаций для профилактики тревожности:
Общаясь с ребенком, не подрывайте
авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.