Слайд 1 МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ № 2»
Тема педсовета:
«Управление процессом формирования универсальных учебных
действий в условиях введения ФГОС ООО»
Управлять – значит вести других к успеху
Слайд 2ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
Умеющий учиться, осознающий
важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
Слайд 3
Определение УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 4
Универсальность УУД
носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 5
Функции УУД
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 6Ресурсы
информационно-методические
материально-технические
финансово-экономические
кадровые
психолого-педагогические
Слайд 7Условия формирования УУД
Учитель знает:
Важность формирования УУД
Сущность и виды УУД
Педагогические приемы и
способы их формирования
Учитель умеет:
Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД
Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД
Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД
Слайд 8Организация методической работы
Педсоветы
Практико-ориентированный семинар
Методические недели
Самообразование
Повышение квалификации
Слайд 9Методические недели
Открытий урок
Самоанализ урока
Анализ урока
Слайд 10Планирование ВШК с учетом требований новых ФГОС
Соответствие рабочих программ учебных
предметов требованиям ФГОС НОО, ООО.
Синхронизация деятельности педагогов предметников в области формирования УУД. Контроль деятельности.
Определение групп УУД для диагностики и контроля на разных этапах обучения (1-2 класс - коммуникативные и познавательные УУД; 3-4 класс - регулятивные УУД).
Деятельность учителя по анализу уровня сформированности различных групп УУД у обучающихся (карта самоанализа).
Учет индивидуальных достижений учащихся (анкета УУД учащихся, потфолио)
Анализ деятельности ОУ по проблеме формирования УУД (Динамика развития кадров, динамика овладения УУД обучающимися).
Слайд 11Промежуточные результаты диагностики УУД в основной школе
Слайд 14Познавательные УУД
в 5,6 А классах
Слайд 15Коммуникативные УУД
в 5,6 А классе
Слайд 17Познавательные УУД
в 5,6 Б классах
Слайд 18Коммуникативные УУД
в 5,6 Б классе
Слайд 19Планирование проектно-исследовательской деятельности
Как способ формирования УУД
Слайд 20Проектно-исследовательская деятельность как способ диагностики УУД
Критерии оценивания
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний
и решение проблем
2.Сформированность предметных знаний и способов действий
3.Сформированность регулятивных действий
4.Сформированность коммуникативных действий
Слайд 21Затруднение в формировании контрольно-оценочных умений (в рамках регулятивных УУД)
Слайд 22Организация контроля и оценки
Первоначально основная роль в организации контроля
принадлежит учителю.
Постепенно дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия. В этих случаях у школьников формируется самоконтроль за процессом усвоения.
Так как контроль тесно связан с оценкой, то на первых порах ее дает в основном учитель, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки также переходит к ним.
Виды контроля (по В.В. Репкину)
Контроль – внимание
Направлен на исполнение действия, обеспечивая его соответствие ориентировочной основе («плану»).
Рефлексивный контроль
Направлен на ориентировочную основу («план») действия и состоит в проверке ее соответствия фактическим условиям задачи.
Более позднее образование, чем контроль – внимание.
Слайд 24Показатели сформированности у учащихся действий контроля: (по А.К. Марковой)
1) умение
перед началом деятельности воспроизвести способ, определить субъективные трудности;
2) умение изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
3) умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;
4) умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
5) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Слайд 25Постановка учебной задачи и выработка обобщенного способа действий
создание предметного противоречия
минимализация учителем
собственной оценки действий учащихся
выведение обобщенного способа действий, который фиксируется в тетрадь «открытий»;
работа по оценочному листу:
Слайд 26Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
выделение схемы обобщенного способа действий;
специальные задания
на выполнение самоконтроля, самооценки:
* разноуровневые задания
Слайд 27ПРИЁМЫ формирования КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
«волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
«прогностическая
оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
«задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);
«составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
«работа с образцом» (умение вычленять операционный состав действия);
«составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задаче);
«классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);
«составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
«письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);
«создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);
«составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
«умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче: « я этого не знаю, но могу узнать, если…»)
«многоступенчатый выбор» (работа со «столом заданий»)
Слайд 28Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* прием «Сила контроля»
1)
Выпал первый снек. Скоро ударит морос. Замерз пруд. На нем крепкий лет. Спит в берлоге медветь.
Задание: найди и исправь ошибки.
2)Ночью был сильный мороз. Выпал первый снек. Дубки, избушки и дорошки стали белые. С берес посыпался иней. Ребята надевают шапки, шупки и варежки и бегут играть в снешки.
Задание: в тексте допущено 6 ошибок. Найди их и исправь.
3) Еще вчера шел дожть. Было сыро, на улицах всюду грясь и лужи. Ночью подул реский холодный ветер. Пушистый мяхкий снек засыпал землю. Ропко идут по дорошкам ребята.
Задание: в тексте допущено 5 ошибок. Найди их и исправь.
Слайд 29Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* прием «Оцениваю
себя до и после»
введение знаковой системы «Линеечки» (Г.А. Цукерман)
+ - ?
Л Т С
легко трудно средне
Л П С
легко помощь сомневаюсь
К Б Г
красота буквы гласные буквы
Слайд 30Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* прием «Ловушки»:
1)
определи первое неполное делимое
3005 : 74 1982 : 809 2000 : 8 54 : 321
2) Реши задачу. Берегись ловушки!
Пешеходы вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 850 м. Скорость каждого пешехода 85 м в мин. Через сколько минут расстояние между ними будет равно 510 м?
Слайд 31Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* прием «Узнай
кто прав и объясни»:
1) Маша и Коля выполняли задание:
Начерти прямоугольник, имеющий длину 8 см и ширину 5 см. Отрежь от него прямоугольник длиной 5 см и шириной 3 см. Вычисли периметр полученной фигуры.
У них получились разные результаты.
Маша: Р = 20 см Коля: Р = 26 см
Проверив работы ребят, учитель сказал, что оба решили задачу правильно.
Могло ли так получиться? Если «да», то объясни, как каждый рассуждал.
2) Учащиеся 4 класса выполняли округление чисел до десятков.
Вот, что у них получилось:
Петя Таня Катя
644 ≈ 640 644 ≈ 640 644 ≈ 640
523 ≈ 520 523 ≈ 520 523 ≈ 500
55 ≈ 60 55 ≈ 50 55 ≈ 60
Кто из ребят прав? Как это определить? Охарактеризуй ошибки других ребят.
Слайд 32Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* прием «Составь
свой диктант»:
Слайд 33Конкретизация и освоение обобщенного способа действий
* работа по оценочному листу
(индивидуально, в паре, в группе)
Например, оценочный лист по теме «Решение уравнений»
Слайд 34
«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки
представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда».
Д.Б. Эльконин
anka0907@yandex.ru Конюхова Анна Александровна
bik.svetlana67@mail.ru Быкадорова Светлана Николаевна