Слайд 1«Организация работы со слабоуспевающими учащимися»
из опыта работы учителя математики МАОУ СОШ
№20. г. Балашиха
Зурабовой Т.Н.
Слайд 2Введение:
Мы, учителя среднего и старшего звена, получаем детей уже имеющих определенные
знания по предмету (5 класс и ученики из других школ).
На этапе знакомства с учениками, с помощью тестирования мы выявляем и определяем категорию слабоуспевающих детей.
Зачастую, мы сталкиваемся с результатом работы предыдущих учителей, которые, отчаявшись что-либо сделать «рисовали» оценки таким ученикам. В подобных или иных ситуациях - важнейшей задачей учителя является сделать все возможное, чтобы слабоуспевающие дети поверили новому учителю, доверились ему и начали мотивированно заниматься.
Это не сразу, это не быстро, это очень большая ежедневная кропотливая работа по приобщению ребенка к учебе. Мы должны убедить его в том, что он нам нужен, не безразличен и что со временем у него все получится.
Слайд 3Общие принципы работы со слабоуспевающими учениками:
Всестороннее повышение эффективности каждого урока,
Формирование познавательного
интереса к учению и положительных мотивов,
Индивидуальный подход к каждому ученику,
Специальная система домашних заданий,
Усиление работы с родителями,
Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Слайд 4Этапы оказания помощи неуспевающему ученику:
Слайд 51) Этап контроля за подготовленностью ученика к уроку
1. Право выбора номера
из домашнего задания
2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
3. Предложение учащимся примерного плана ответа.
4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
5. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Слайд 62) Этап устной работы
Вовлечение каждого ученика в процесс работы
«Передача хода однокласснику»
1)
32 =
2) 52 =
3) 0,52 =
4) 102 =
5) (-3)2 =
6) -62 =
Пример :
Слайд 72) Этап устной работы
«Работа в парах»
Пример :
Виды углов
*острый
*прямой
*тупой
Один ученик называет величину
угла, другой отгадывает
Слайд 82) Этап устной работы
«Работа в парах»
Пример :
Сумма смежных углов равна 1800
Один
ученик называет величину угла, другой отгадывает
Слайд 92) Этап устной работы
«Соревнования между рядами»
Пример :
Слайд 103) Этап изложения нового материала
Слайд 114) Этап закрепления нового материала
Слайд 12Игра «Ловлю на удочку»
В каждой паре найдите положительное и отрицательное число:
5 и -6
2) -7 и 8
3) -9,7 и 8,5
4) m и -m
Слайд 135) Этап самостоятельной работы
1. Осуществление дифференцированного подхода при оценивании знаний учащихся;
2.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
3. Напоминание способа и приема выполнения задания;
4. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Слайд 145. Вариант с легкими заданиями или карточки, перфокарты
Слайд 167. Работа с копирками
1) -5*2 =
2) -3*4 =
3) -1*9 =
4) -6*(-6)
=
5) 7*(-2)*(-1) =
6) -12*0 =
7) 4*(-4) =
8) -1*1 =
Слайд 177. Работа с копирками
Без ошибок – «5»
3,4 ошибки – «3»
1,2 ошибки – «4» 5 и более - «2»
Ответы
-10
-12
-9
36
14
0
16
-1
Слайд 186) Этап творческой работы
Учащиеся дома придумывают задачи на заданную тему
Слайд 196) Этап выполнения домашнего задания
Осуществление
дифференцированного подхода
Слайд 20 Исследования подтвердили ,что в среднем человек запоминает 20% из того, что
слышит; 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только самостоятельное выполнение («делание») может обеспечить 100% усвоение.
Слайд 2110 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего»
ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
Слайд 228. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами
найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Слайд 24Притча об учителе и его ученике
Сидит старик у обочины и смотрит
на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Слайд 25Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся
уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Слайд 266. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок,
соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.