Презентация, доклад педагогического совета Повышение мотивации учащихся в современной школе

Содержание

Результаты обучения за 1 полугодиеУспеваемость, %

Слайд 1Педагогический совет
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Творческая группа: Жучкова Н.В., Рыжикова М.А.,

Даньшина И.В., Дегтяр С.В., Сухая Н.В., Липкина Е.Ю., Ходченкова М.В., Гусарова С.В.
Педагогический советПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕТворческая группа: Жучкова Н.В., Рыжикова М.А., Даньшина И.В., Дегтяр С.В., Сухая

Слайд 2Результаты обучения за 1 полугодие
Успеваемость, %

Результаты обучения за 1 полугодиеУспеваемость, %

Слайд 3Результаты обучения за 1 полугодие
Количество неуспевающих по предметам

Результаты обучения за 1 полугодиеКоличество неуспевающих по предметам

Слайд 4Результаты обучения за 1 полугодие
Качество обучения, %

Результаты обучения за 1 полугодиеКачество обучения, %

Слайд 5Результаты обучения за 1 полугодие
Количество отличников

Результаты обучения за 1 полугодиеКоличество отличников

Слайд 6«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин
« Чтобы

переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» А. Франц.

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин « Чтобы переварить знания,

Слайд 7Мотивация
Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического

и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация
как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992),
как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986),
как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность,
как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998),
процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976),
совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).


МотивацияМотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека,

Слайд 8Факторы определяющие учебную мотивацию


во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным

учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, - организацией учебного процесса;
в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в- четвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, - спецификой учебного предмета.


Факторы определяющие учебную мотивацию во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;во-вторых, -

Слайд 9Уровень мотивации к учению в 1-5 классах

Уровень мотивации к учению  в 1-5 классах

Слайд 10Ведущие мотивы учения в 6- 11 классах

Ведущие мотивы учения  в 6- 11 классах

Слайд 11Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)
Начальная школа
Чувство долга (возрастает в два раза

и значительно превышает познавательную мотивацию).
Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.
Мотив избегания санкций , то есть наказания.
Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).
Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.
Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Начальная школаЧувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).Престижная

Слайд 12Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)
 Средняя школа
Стойкий интерес к определенному предмету .
Мотив избегания неудачи .
Желание

иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес только у высокомотивированных .
Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)  Средняя школаСтойкий интерес к определенному предмету .Мотив избегания неудачи .Желание иметь высокую отметку , даже если оно

Слайд 13Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)
 Старшая школа
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных

заведениях.
Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)  Старшая школаМотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток:

Слайд 14Формирование мотивов учения -
это создание в школе условий для проявления

внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы


Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их

Слайд 15Внутренняя и внешняя мотивации - это противоположные стороны единого явления, которое

связывает учебу и ее цель.


Виды
мотивации

Внешняя мотивация (лежит за пределами учебного процесса)

Внутренняя мотивация (порождается самой учебной деятельностью)

Внутренняя и внешняя мотивации - это противоположные стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель. Виды

Слайд 16Основные методы мотивации
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

Адекватная похвала
Метод поощрения и порицания 
Эмоциональные разрядки
Учебно-познавательная игра
Создание ярких наглядно-образных представлений
Создание ситуации

успеха
Стимулирующее оценивание
Свободный выбор задания
Удовлетворение потребности быть значимой личностью


Основные методы мотивацииЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Адекватная похвалаМетод поощрения и порицания Эмоциональные разрядкиУчебно-познавательная играСоздание ярких наглядно-образных представленийСоздание ситуации успехаСтимулирующее оцениваниеСвободный выбор заданияУдовлетворение потребности быть

Слайд 17Основные методы мотивации
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
С интересом не рождаются - его приобретают
Опора на

жизненный опыт
Познавательный интерес
Прогнозирование будущей деятельности
«Мозговая атака» («брейнсторминг»)
Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений
Объяснения разными способами
Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Выполнение творческих заданий
Развивающая кооперация (парная и групповая работа). 


Основные методы мотивации2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕС интересом не рождаются - его приобретают Опора на жизненный опыт Познавательный интересПрогнозирование будущей деятельности «Мозговая

Слайд 18Основные методы мотивации
3. ВОЛЕВЫЕ
Предъявление учебных требований
Информирование об обязательных результатах обучения
Формирование ответственного отношения к учению
Познавательные

затруднения
Самооценка деятельности и коррекции
Рефлексия поведения
Прогнозирование будущей деятельности
 


Основные методы мотивации3. ВОЛЕВЫЕПредъявление учебных требованийИнформирование об обязательных результатах обученияФормирование ответственного отношения к учениюПознавательные затрудненияСамооценка деятельности и коррекцииРефлексия поведенияПрогнозирование будущей деятельности 

Слайд 19Основные методы мотивации
4. СОЦИАЛЬНЫЕ
Опора на авторитет учителя
Развитие желания быть полезным обществу
Побуждение подражать сильной

личности
Создание ситуации взаимопомощи
Поиск контактов и сотрудничества
Заинтересованность в результатах коллективной работы
Взаимопроверка
Рецензирование


Основные методы мотивации4. СОЦИАЛЬНЫЕОпора на авторитет учителяРазвитие желания быть полезным обществуПобуждение подражать сильной личностиСоздание ситуации взаимопомощиПоиск контактов и сотрудничестваЗаинтересованность в результатах коллективной

Слайд 20Стиль педагогической деятельности
 Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи»,

задерживает формирование внутренней мотивации.
Демократический стиль способствует внутренней мотивации
Либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В плане общения, отношения с учащимися очень важны:
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).


Стиль педагогической деятельности Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль

Слайд 21Проявления мотивов
 Познавательный:
стремление к получению новой информации;
поиск решений задач;
успеваемость и посещаемость;
стремление к

заданиям повышенной сложности;





Социальный:
поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;
стремление к контактам и сотрудничеству;
инициатива и помощь сверстникам


Проявления мотивов Познавательный:стремление к получению новой информации;поиск решений задач;успеваемость и посещаемость;стремление к заданиям повышенной сложности;		Социальный:поступки, свидетельствующие о долге

Слайд 22Используемые источники
 
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002.
Воронцов А.

Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004,° C.139–141.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. С-Пб: Питер, 2002.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010. – 212 с.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2008.
www.otherreferats.allbest.ru
www.estnauki.ru
www.it-n.ru
www. festival.1september.ru



Используемые источники Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.Маркова

Слайд 23ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
 

В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения

учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.

С целью ознакомления с положительным опытом работы по указанной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.

Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.
 


ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть