Презентация, доклад Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежом (педагогические чтения)

Содержание

«Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни. И мы на Западе… не можем не признать величие этого вклада» Дж. Боуэн, США

Слайд 1

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Заместитель директора по учебной работе Каменских

В.А.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомЗаместитель директора по учебной работе Каменских В.А.

Слайд 2

«Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем

многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни. И мы на Западе… не можем не признать величие
этого вклада»

Дж. Боуэн, США
«Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир

Слайд 3

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Сегодня наши представления о многих общественных

процессах и различных исторических личностях изменяются радикальным образом. Это обусловливает необходимость углубления, уточнения, а иногда и пересмотра некоторых научных концепций, в том числе и в педагогике. Крайне важным представляется выяснение истинной сущности, духовных корней макаренковской педагогики, переосмысление ее ценностей, оценка ее роли в мировой педагогической науке.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомСегодня наши представления о многих общественных процессах и различных исторических личностях изменяются

Слайд 4

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Огромный интерес представляют исследования западных макаренковедов,

объединяющим центром которых выступает лаборатория "Макаренко-реферат" при Марбургском университете, основанная в 1968 г.

Ее бессменным руководителем и по сей день остается доктор Г. Хиллиг, который долгое время занимается изучением биографии А. С. Макаренко и текстологической работой над его произведениями.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомОгромный интерес представляют исследования западных макаренковедов, объединяющим центром которых выступает лаборатория

Слайд 5

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Большинство западных специалистов всегда признавало А.

С. Макаренко истинным гуманистом, хотя его труды и воспитательная практика вызывали серьезные дискуссии и споры.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомБольшинство западных специалистов всегда признавало А. С. Макаренко истинным гуманистом, хотя его

Слайд 6

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Попробуем выделить основные положения, относительно которых

идут наиболее активные дискуссии в западном макаренковедении.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомПопробуем выделить основные положения, относительно которых идут наиболее активные дискуссии в западном

Слайд 7

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

По мнению Х. Виттига, он стоит

в ряду тех педагогов, которые сочетали в себе художника и государственного деятеля. Макаренко владеет искусством воспитания в прямом смысле этого слова, и одновременно он - писатель, умеющий несколькими штрихами пластично показать индивидуальность своих воспитанников.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомПо мнению Х. Виттига, он стоит в ряду тех педагогов, которые сочетали

Слайд 8

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Ряд специалистов, которые не признают гуманности

его воспитательной системы, полагают тем не менее, что "гуманизм Макаренко имел место вопреки его коллективизму" В. Зюнкель считает политическое воспитание у Макаренко камуфляжным, так как не допускает искреннее приятие им "тоталитарных" целей коммунистического воспитания
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомРяд специалистов, которые не признают гуманности его воспитательной системы, полагают тем не

Слайд 9

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Были среди западных исследователей и такие,

кто однозначно считал Макаренко "диктатором", "бесчеловечным" типом. Это, как правило, люди, работавшие над этой темой в 1950-е гг. и отличавшиеся предвзятостью взглядов и крайне поверхностным знанием трудов и опыта советского педагога (Г. Мебус, М. Ланге и др.). Негативное отношение к А. С. Макаренко встречалось на Западе и в 1970-е , и в 1990-е гг.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомБыли среди западных исследователей и такие, кто однозначно считал Макаренко

Слайд 10

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Другие ученые находят идейные и духовные

основы воззрений Макаренко в западной педагогической мысли. Так, Ю. Шлеймар полагает, что он, несомненно, заимствовал многое у И. Песталоцци, Г. Кершенштейнера и др.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомДругие ученые находят идейные и духовные основы воззрений Макаренко в западной педагогической

Слайд 11

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Есть педагоги, которые уверены в религиозной

основе макаренковских идей. Немецкий исследователь Р. Хотц пишет, что, вероятно, не подозревая об этом и не желая этого, Макаренко вел своих воспитанников к Богу, воспитывая их в любви к ближнему. Аргументируя свою позицию, этот автор рассуждает следующим образом: христианство проповедует любовь к ближнему, коммунисты же против религии, следовательно, они против любви к ближнему, поэтому у Макаренко в основе воспитания не коммунистическая идеология, а "религиозно-мировоззренческая"
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомЕсть педагоги, которые уверены в религиозной основе макаренковских идей. Немецкий исследователь Р.

Слайд 12

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Пастор Д. Лаутер утверждает: "Я нахожу

у Макаренко позицию, которую можно охарактеризовать во многом как христианскую. Это его убеждение в том, что в любом человеке, даже преступнике, можно увидеть положительное, хорошее, достойное любви. Это его принцип, безусловно признающий за каждым право забыть плохое прошлое и начать жизнь снова. Наконец, это его основной педагогический принцип "требование-уважение", который соответствует заповеди Иисуса принимать и уважать каждого человека, требовать от него многого"
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомПастор Д. Лаутер утверждает:

Слайд 13

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Однако наибольшее число западных исследователей в

той или иной мере признают связь педагогики Макаренко с марксизмом. Некоторые именно вследствие этого чрезвычайно неодобрительно относятся к его системе воспитания, приписывая ей подавление личности, отсутствие свободы и пр. Особенно ярко эти тенденции проявляются в работах немецких педагогов Г. Мебуса, М. Ланге и английского Б. Каски.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомОднако наибольшее число западных исследователей в той или иной мере признают связь

Слайд 14

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Известный немецкий макаренковед Л. Фрезе однозначно

отрицает связь педагогики Макаренко с марксизмом. По его мнению, все свои основные педагогические открытия великий новатор сделал еще до революции, которая только помешала ему в дальнейшем их развивать
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомИзвестный немецкий макаренковед Л. Фрезе однозначно отрицает связь педагогики Макаренко с марксизмом.

Слайд 15

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом
Многие западные макаренковеды высоко оценивают его

педагогическое мастерство, филигранную педагогическую технику (Л. Фрезе, Т. Глантц, И. Рюттенауэр и др.). Они полагают, что именно благодаря своим личным качествам, своей "педагогической ловкости" великому новатору удавалось решать сложные проблемы воспитательной работы и добиваться успеха.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомМногие западные макаренковеды высоко оценивают его педагогическое мастерство, филигранную педагогическую технику (Л.

Слайд 16

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Развитие макаренковской педагогики шло по индуктивному

пути. Известно, что такие теории часто носят стохастический характер и в них действуют статистические законы. Осознание этого положения позволяет понять роль личностного фактора. Западные исследователи пишут о "негарантированности его методов».
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомРазвитие макаренковской педагогики шло по индуктивному пути. Известно, что такие теории часто

Слайд 17

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом
Например, говоря о методе перспектив, И.

Рюттенауэр полагает, что "нет гарантий, что дети будут развиваться, если перед ними ставить перспективы». Действительно, теория Макаренко носит вероятностный характер. Это значит, что та или иная конкретная "затея" может оказаться непривлекательной для ребят, и тогда следует искать другие перспективы.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомНапример, говоря о методе перспектив, И. Рюттенауэр полагает, что

Слайд 18

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Другими словами, успешность применения педагогической теории

Макаренко зависит во многом от правильного понимания существенных и несущественных элементов в ней, от адекватной интерпретации всех принципиальных положений. Кроме того, на практике важную роль играет субъективный фактор: интеллект воспитателя, его педагогическая интуиция, мастерство, техника.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомДругими словами, успешность применения педагогической теории Макаренко зависит во многом от правильного

Слайд 19

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Многие западные исследователи признают, что А.

С. Макаренко осуществлял "действительное формирование человека" (П. Валентин). Т. Глантц полагает, что Макаренко решил проблему личного и коллективного, что коллективизм вполне может сочетаться с "дифференцированием индивидуальности». Л. Фрезе также соглашается, что Макаренко удавалось совмещать "коллективистскую" педагогику с развитием воспитанников. Оба они убеждены, что достичь таких успехов педагогу удалось благодаря особенностям его личности, его таланту, его педагогическому мастерству.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомМногие западные исследователи признают, что А. С. Макаренко осуществлял

Слайд 20

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

В конце 1980-х гг. руководитель Марбургской

лаборатории Г. Хиллиг признал: обвинение Макаренко в том, что он "сознательно жертвовал личностью ради коллектива", было ошибочным. Это впечатление возникло из-за буквального понимания слов самого Макаренко: "Мы утверждаем, что интересы коллектива имеют преимущества перед интересами личности..." Ученый прав, Макаренко действительно говорил об этом, но только в теории, а вся его практика показывает обратное - проблему коллективных и личных интересов он решал так, чтобы не сломать, а защитить личность.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомВ конце 1980-х гг. руководитель Марбургской лаборатории Г. Хиллиг признал: обвинение Макаренко

Слайд 21

Педагогические идеи
А.С. Макаренко за рубежом

Стодвадцатипятилетие - срок, вполне достаточный для

того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С. Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов.
Учитель жизни - вот самая сущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко.
Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежомСтодвадцатипятилетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало

Слайд 23

«Образование в течение всей его истории строится на четырех основаниях: научиться

познавать, научиться работать, научиться жить вместе, научиться жить»


Доклад ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»
Концепция образования XXI столетия
«Образование в течение всей его истории строится на четырех основаниях: научиться познавать, научиться работать, научиться жить вместе,

Слайд 24

«Антон Макаренко - это жало в плоти каждого теоретика»



В. Зюнкель, Германия

«Антон Макаренко - это жало в плоти каждого теоретика»В. Зюнкель, Германия

Слайд 25






Благодарю за внимание!
Желаю больших успехов!

Благодарю за внимание!Желаю больших успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть