Презентация, доклад педагога-психолога на тему Адаптация первокурсников в условиях техникума

Содержание

Целью профилактической работы педагогического коллектива, работающего с 1 курсом, являетсясоздание комфортной образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Слайд 1Адаптация первокурсников в условиях техникума
Привести лошадь к водопою можно, заставить напиться —

нет.
Адаптация первокурсников в условиях техникумаПривести лошадь к водопою можно, заставить напиться — нет.

Слайд 2Целью профилактической работы педагогического коллектива, работающего с 1 курсом, является
создание комфортной

образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Целью профилактической работы  педагогического коллектива, работающего с 1 курсом, являетсясоздание комфортной образовательной среды, которая поможет в

Слайд 3Направления деятельности
сплочение коллектива;
создание условий для создания благоприятного психологического микроклимата в

группах;
обучение конструктивным навыкам общения;
формирование позитивных мотивов учения;
профилактика потребления психоактивных веществ (алкоголь, курение, наркотики);
профилактика межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
профилактика заболеваний передающиеся половым путем (ВИЧ/СПИД).
Направления деятельностисплочение коллектива; создание условий для создания благоприятного психологического микроклимата в группах;обучение конструктивным навыкам общения;формирование позитивных мотивов

Слайд 4Проведенные профилактические мероприятия:
Тренинг «Знакомство»;
Занятия с элементами тренинга «Мы - команда!»;
Тренинг «Один

за всех и все за одного!»;
Ролевая игра «Полет на Марс»;
Тренинг «Кто мы? Какие мы?»;
Видеолекторий «Опасность спайсами»;
Беседа «Культура общения»;
Видеолекторий «Правда о ВИЧ»;
Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»;
Беседа «Профилактика асоциального поведения»;
Видеолекторий «Проблемы молодежи»;
Беседа «Мое профессиональное будущее»;
Видеолекторий «Чучело».

Проведенные профилактические мероприятия:Тренинг «Знакомство»;Занятия с элементами тренинга «Мы - команда!»;Тренинг «Один за всех и все за одного!»;Ролевая

Слайд 5Тема:

Содержание

и результаты работы
психологической службы по адаптации первокурсников
к обучению в техникуме.
Тема:          Содержание и результаты работы  психологической службы

Слайд 6Цель и задачи
Цель исследования адаптации: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого

курса к обучению в техникуме, дать соответствующие рекомендации классным руководителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации.

Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние студентов
в процессе адаптации;
2. Провести упражнения с элементами тренинга, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.


Цель и задачи 	Цель исследования адаптации: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в техникуме,

Слайд 7 Диагностические методики

Метод определения социальной адаптации (А.Антоновский), Методика определения

уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), Методика определения самооценки личности Ю. И. Киселева. Мотив обучения (тест Соколова РН)
Значимость: результаты и материал исследования способствуют лучшему пониманию причин социально-психологической дезодаптации студентов в процессе обучения в техникуме, оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.

Диагностические методикиМетод определения социальной адаптации (А.Антоновский), Методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин),

Слайд 9Результаты адаптации
Результаты работы психологической службы в 2015 – 2016 учебный год

на организационно-диагностическом этапе психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников «ОНТ» показали, что большинство (78%) студентов первого курса приняли позицию «студента» и условия обучения в техникуме небольшая часть (11,9%) первокурсников включилась в процесс обучения в техникуме с меньшей активностью, а часть студентов первого курса (10,1%) имели трудности. Чаще всего в анкетах первокурсников отмечались такие трудности, как «неумение быстро конспектировать лекции»
Результаты адаптацииРезультаты работы психологической службы в 2015 – 2016 учебный год на организационно-диагностическом этапе психологического сопровождения процесса

Слайд 10Проявления трудностей адаптации первокурсников в техникуме

Проявления трудностей адаптации первокурсников в техникуме

Слайд 12На процесс адаптации по мнению студентов влияет…

На процесс адаптации по мнению студентов влияет…

Слайд 14 Уровень адаптации

студентов первого курса.
Уровень  адаптации студентов

Слайд 15 Уровни адаптированности
Недостаточный уровень адаптации:
·        студент

равнодушно или отрицательно относится к техникуму;
·        нередки жалобы на здоровье;
·        преобладает подавленное настроение;
·        наблюдаются нарушения дисциплины;
·        учебный материал усваивается фрагментарно;
·        затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
·        домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
·   общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
·        близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Уровни адаптированностиНедостаточный уровень адаптации:·        студент равнодушно или отрицательно относится к техникуму;·        нередки

Слайд 16 Средний уровень адаптации
Средний уровень адаптации:
·        студент положительно относится

к техникуму, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
·        понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
·        усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
·        сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
·        бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
·        почти всегда выполняет домашние задания;
·        общественные поручения выполняет добросовестно;
·        дружит со многими одногруппниками.

Средний уровень адаптацииСредний уровень адаптации:·        студент положительно относится к техникуму, посещение не вызывает отрицательных

Слайд 17 Высокий уровень адаптации
Высокий уровень адаптации:
·        Студент положительно относится

к техникуму, предъявленные требования воспринимает адекватно;
·        учебный материал усваивает легко;
·        глубоко и полно овладевает программным материалом;
·        решает усложненные задачи;
·        прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
·        выполняет поручения без внешнего контроля;
·        проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
·        общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
·        занимает в группе благоприятное статусное положение.

Высокий уровень адаптацииВысокий уровень адаптации:·        Студент положительно относится к техникуму, предъявленные требования воспринимает адекватно;·        учебный

Слайд 18Учусь потому, что … Учусь для того, чтобы …

Учусь потому, что … Учусь для того, чтобы …

Слайд 19Личностная тревожность
Личностная тревожность по отношению к учению, один из важных показателей

и условий успешной адаптации студентов в новых условиях
Личностная тревожностьЛичностная тревожность по отношению к учению, один из важных показателей и условий успешной адаптации студентов в

Слайд 20Уровень проявления коммуникативных склонностей

Уровень проявления коммуникативных склонностей

Слайд 22Рекомендации преподавателям и классным руководителям:
- Оказывать психологическую поддержку студентам;
- Создавать атмосферу особой

доброжелательности;
- Создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;
- Знакомить с содержанием профессиональной подготовки в техникуме для формирования положительного отношения к выбранной профессии;
- Способствовать процессу внутренней интеграции групп студентов-первокурсников;
- Учитывать физиологические особенности при планировании и проведении занятий;
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающим;
- Ставить перед студентом реальные задачи, учитывая его возможности;
- Конфликтные ситуации разрешать своевременно; 
- Создавать для студента ситуацию успеха.
 

Рекомендации преподавателям и классным руководителям: - Оказывать психологическую поддержку студентам;- Создавать атмосферу особой доброжелательности;- Создавать условия для познавательно-информационного

Слайд 23Определение уровня эмоционального состояния

Определение уровня эмоционального состояния

Слайд 25Наивысший бал у студентов 1 курса получен по эмоциональному компоненту. Это

говорит о том, что студенты хорошо чувствуют себя в коллективах, положительно оценивают себя членами групп, у них высокий уровень контактности, открытости.
В студенческих группах 1 курса успешно завершился процесс адаптации принадлежности к группе.

Оценка психологического микроклимата студенческих групп

Наивысший бал у студентов 1 курса получен по эмоциональному компоненту. Это говорит о том, что студенты хорошо

Слайд 26Исследование показало, что в коллективах 1 курсов сложился благоприятный климат:
80%

студентов оценили степень благоприятности, как – «большая степень».

14% студентов оценивают уровень благоприятности атмосферы в группах как высокую.
6%-меньшая степень благоприятности.

Исследование показало, что в коллективах 1 курсов сложился благоприятный климат: 80% студентов оценили степень благоприятности, как –

Слайд 29Показатели общей удовлетворенности учебной деятельностью студентов «ОНТ» 1-4 курсы (в %).

Показатели общей удовлетворенности учебной деятельностью студентов «ОНТ» 1-4 курсы (в %).

Слайд 30Самоанализ студентами качеств необходимых для обучения

Самоанализ студентами качеств необходимых для обучения

Слайд 31Собираетесь ли вы работать по своей специальности после окончания техникума

Собираетесь ли вы работать по своей специальности после окончания техникума

Слайд 32Основные психологические особенности ранней юности   (14-18 лет)
Формируется самосознание;
Происходит соотношение себя

с идеалом, появляется возможность самовоспитания;
Возрастает волевая регуляция;
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность;
Стремление приобрести профессию ;
Возрастает концентрация внимания, объем памяти;
Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
Формируется собственное мировоззрение ;
Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности;
Пренебрежение к советам старших;
Критиканство, проявление недоверия;
Стремление к самоуправлению;
Отсутствие подлинной самостоятельности;
Завершено половое созревание;
Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
Возникает первое чувство любви, дружбы;
Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
Недостаточное осознание последствий своих поступков;
.

Основные психологические особенности ранней юности    (14-18 лет) Формируется самосознание;Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность

Слайд 33 Разработана программа «Адаптация студентов первого курса». Целью программы является осуществление

психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов. Основными задачами по содействию адаптации первокурсников служит: 1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения. 2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. 3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. 4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.
Разработана программа «Адаптация студентов первого курса». Целью программы является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации

Слайд 34Рекомендации:
Классным руководителям и педагогу-психологу:
продолжить работу по сплочению коллективов,
профилактике психологического давления

на отдельных студентов (особенно в группе 2 ЭРГО-14);
воспитанию социального интеллекта (нравственности, долга, патриотизму, взаимовыручке и т. д.)
Цикловым комиссиям: продолжить традицию проводить профориентационные мероприятия, с целью формирования положительного отношения к выбранной специальности и кураторство групп 1 курса.
Преподавателям – предметникам разнообразить формы и методы работы на уроке, тем самым поддерживая интерес и учебную мотивацию.

Рекомендации:Классным руководителям и педагогу-психологу:продолжить работу по сплочению коллективов, профилактике психологического давления на отдельных студентов (особенно в группе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть