Слайд 1Патриотическое воспитание
подрастающего поколения
Подготовила:
учитель математики
Тихонова Татьяна Валерьевна
Слайд 2Патриотическое воспитание
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
К. Д. Ушинский
Слайд 3Известные деятели педагогики
о роли патриотического воспитания
в развитии личности
Не все
рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Преодолевая все преграды, он неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...
А. Н. Радищев
Радищев А. Н. Избр. соч. М., 1952. Т. 1. С. 205 – 206.
Слайд 4Известные деятели педагогики о роли патриотического воспитания в развитии личности
Любить свою
родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В. Г. Белинский
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 488 – 489.
Слайд 5Цель
патриотического воспитания:
развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей
Слайд 6Задачи
патриотического воспитания:
формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим
народом, своим Отечеством
способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей нашего Отечества
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
Слайд 7Патриот
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789
– 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т. 3. С. 24.
человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины
Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М., 1959. Т. 9. С. 296.
Слайд 8Патриотизм
от греч. patris – отечество
нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
Философский словарь. М., 1986. Т. 3. С. 358.
любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Словарь русского языка: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 33.
нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Харламов И. Ф. Педагогика. С. 382.
Слайд 9Патриотизм
Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился
и вырос
уважительное отношение к родному языку
заботу об интересах родины
проявление гражданских чувств и сохранение верности родине
гордость за ее социальные и культурные достижения
отстаивание ее свободы и независимости
уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям
стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины
Слайд 10Патриотическое
воспитание
целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы,
связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств
Слайд 11Структурные компоненты
патриотического воспитания
потребностно-мотивационный
интеллектуально-чувственный
поведенческий
волевой
Слайд 12Развитие
потребностно-мотивационной сферы
более глубоко изучать свой родной край
уважать труд народных умельцев
бережно
относиться к обычаям и предметам старины
Формы учебной и внеклассной работы:
составление сборников фольклора по произведением писателей
этнографические кружки, где изготавливают предметы национальной одежды, бытовые предметы из дерева и др.
экскурсии в места, которые славятся предметами старины
и т. д.
Слайд 13Формирование
интеллектуально-эмоционального компонента
знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам,
где они родились и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания
познание природы родного края, ее красоты и неповторимости
знание материала о борьбе русского народа за свободу и независимость родины
ознакомительная работа с культурным наследием русского народа и его вкладом в духовное развитие общества
Слайд 14Формирование
интеллектуально-эмоционального компонента
Формы учебной и внеклассной работы:
уроки природоведения, ботаники, зоологии, географии знакомят
с природой родного края
экскурсии и походы по родному краю, по местам боевой и воинской славы
создание уголков природы в школе
участие в работе кружка «Юный натуралист»
уроки по истории России и литературе служат раскрытию мужества и героизма русского народа
проведение лекций и бесед о подвигах русских воинов
уроки мужества
создание в школах музеев боевой славы
встречи с ветеранами и участниками военных действий
и т. д.
Слайд 15Формирование
взглядов и убеждений
по вопросам патриотизма
яркий фактический материал
положительные примеры патриотизма известных исторических
деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн
создание ситуаций, в которых бы возникла полемика мнений, взглядов, в процессе которой у учащихся начинает формироваться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция
важно, чтобы личность оказалось в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов
Слайд 16Формирование
взглядов и убеждений
по вопросам патриотизма
Формы учебной и внеклассной работы:
дискуссии и диспуты
по формированию патриотических взглядов во внеурочное время
уроки истории, где учитель приводит конкретные примеры воинских подвигов, обращая внимание учащихся на их беззаветное мужество и героизм
уроки литературы, где школьники изучают жизненный и творческий путь того или иного писателя
и т. д.
Слайд 17Формирование
патриотического поведения
организация общественно полезной деятельности школьников (изготовление и ремонт учебного оборудования
и наглядных пособий, ремонт школьной мебели, участие в оборудовании учебных кабинетов, работа на пришкольном учебно-опытном участке и др.)
деятельность учащихся по охране природы родного края
туристско-краеведческая работа
поисковая работа школьников
участие детей в художественно-творческой деятельности
Слайд 18Формирование
патриотического поведения
Формы учебной и внеклассной работы:
экскурсии с целью ознакомления с историческими
и культурными памятниками
историко-этнографические экспедиции по изучению родного края
проведение школьных субботников, где учащиеся привлекаются к оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов
летний отдых в оздоровительном лагере, во время которого школьники оказывают помощь в очистке леса, изготовлении экологических знаков-символов
читательские конференции, встречи с писателями и поэтами родного края
и т. д.
Слайд 19Список
использованной литературы
Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.:
Университетское, 2000. – 560 с.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –3-е изд. – М.: Академия, 2004. – 576 с.