Слайд 1Памятка педагогу о взаимодействии с ребенком
Учитель ГОКУ СКШИ № 33 г.
Братска Тоцкая С.А.
Слайд 2КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЕНКОМ?
1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и
не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
6. помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Слайд 3КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Запрет, а тем более «ор» лишь
усугубят проблему.
Санкция должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт)
Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
Используйте удивление для реагирования на агрессию.
Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
Дайте понять ребенку, что он любим.
Слайд 4КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ?
1. Не давите на ребенка собственным
авторитетом.
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.
7. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе.
8. Акщентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
8. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку.
10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.
Слайд 5КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ?
Выясните причину тревожности.
Не используйте ярлыки, так
как ребенок не может быть плохим во всем.
Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит о твас.
Слайд 6КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ» РЕБЕНКОМ?
Делинквентное поведение – направленное на нарушение
социально- нравственных норм, являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.
Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности(токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребенка – пассивное поведение, повышенная тревожность.
Самая сложная задача педагога – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мероприятий, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Слайд 7КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЕНКОМ?
Прежде, чем перевоспитать, убедитесь, что ребенок
не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
Переключите упрямство ребенка на что-то интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
Слайд 8КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ?
Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального
общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
Дозируйте общение с ребенком, чтобы ое не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
Заинтересуйте ролевыми играми.
Учите замене монологов диалогами.
Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребенок испытывает страх.
Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.
В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.
Дозируйте всё новое в разумных пределах.
Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.
Слайд 9КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать
их.
Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
Создавайте ребенку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
Чаще поощрять, даже если результат далёк от желаемого, оценивать с максимальной деликатностью.
Слайд 10КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Гиперактивность
диагностируется, если ребенок суетлив, чаще бегает, чем ходит, если что-нибудь делает – то с шумом.
Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумывайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.
Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребенка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Слайд 11ЕСЛИ РЕБЕНОК «УСТРАИВАЕТ СЦЕНЫ»?
Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг
запретов.
Не утешайте ребенка запретными вещами.
Умейте переключать внимание ребенка.
То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
Требования должны быть эмоционально привлекательными.
Чаще говорите «можно».