Слайд 1Федеральные государственные образовательные стандарты образования
обучающихся с ОВЗ
Иконникова Елена Анатольевна,
методист
ГАОУ ДПО «КГИРО
Слайд 2ФГОСы для обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Утвержден приказом МО РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Утвержден приказом МО РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599
Слайд 3КОЛЛЕКТИВ РАЗРАБОТЧИКОВ ФГОС ОВЗ
Представляемые научно-образовательные учреждения:
Российский государственный педагогический университет им. А.И.
Герцена,
Институт коррекционной педагогики РАО,
Московский городской психолого-педагогический университет,
Московский городской педагогический университет,
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
Количественный состав:
1 действительный член РАО,
2 члена-корреспондента РАО,
21 доктор наук,
21 кандидат наук,
6 представителей учреждений специального образования.
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Слайд 5
fgosreestr.ru
fgos-ovz.herzen.spb.ru
Слайд 6ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС
В России подобные стандарты разработаны впервые.
Обеспечивают полноценную реализацию идеи
единого образовательного пространства РФ и доступности образовательных услуг.
Закрепляют возможности интегрированного (инклюзивного) обучения всех категорий детей с ОВЗ.
Отнесение ребенка к той или иной группе обучающихся
с ОВЗ не является константой.
Реализована идея вариативности при общем единообразии.
Определены 4 варианта образовательных программ.
Слайд 7Стандарт применяется
к правоотношениям, возникшим
с 1 сентября 2016 года
Слайд 8В основу Стандарта
для обучающихся с ОВЗ положены
Деятельностный подход
Дифференцированный подход
Слайд 9ФГОС НОО ОВЗ
(Утв.приказом МО РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598)
для следующих групп обучающихся с ОВЗ
Глухих
Слабослышащих, позднооглохших
Слепых
Слабовидящих
С тяжелыми нарушениями речи
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
С задержкой психического развития
С расстройствами аутистического спектра
Со сложными дефектами
Слайд 10ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Утв. приказом МО РФ от
19 декабря 2014 г. N 1599
для следующих групп обучающихся
С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С умеренной умственной отсталостью.
С тяжелой умственной отсталостью.
С тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Слайд 11ФГОС для детей с ОВЗ
включает в себя требования к
1) Структуре
АООП и их объему
2) Условиям реализации АООП , в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
3) Результатам освоения АООП .
Слайд 12Стандарт является основой для
Разработки и реализации организацией АООП.
Определения требований к условиям
реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана.
Определения требований к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП.
Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации.
Профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и дополнительным программам профессионального образования), повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слайд 13ФГОС НОО ОВЗ
(Утв.приказом МО РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598)
устанавливает сроки освоения
АООП НОО
От четырех до шести лет
разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей
Слайд 14ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Утв. приказом МО РФ от
19 декабря 2014 г. N 1599
устанавливает
сроки освоения АООП
9-13 лет
Слайд 15Этапы реализации АООП
для обучающихся с умственной отсталостью
Доп. 1-й класс, 1-4
классы.
5-9 классы.
10-12 классы
Слайд 16Стандарты направлены
на решение следующих задач
образования обучающихся с ОВЗ
Формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое)
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия
Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями
Формирование основ учебной деятельности
Создание специальных условий для получения образования
Слайд 17Требования к структуре АООП НОО
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно
разрабатывается в соответствии со Стандартом и
с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией
Слайд 18АООП для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность
дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР)
инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Слайд 19АООП включает
Обязательную часть
Часть, формируемую участниками образовательного процесса
Соотношение частей по ФГОС
ОВЗ определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет:
80% и 20%,
70% и 30%
60% и 40%
Слайд 20Соотношение частей
по ФГОС УО
определяется дифференцированно
в зависимости от варианта АООП
и составляет:
не менее 70% и не более 30%,
не менее 60% и не более 40%
Слайд 21Реализация АООП
может быть организована
совместно с другими обучающимися
в отдельных классах, группах
в
отдельных организациях
Слайд 22АООП НОО
должна содержать три раздела
Целевой
Содержательный
Организационный
Слайд 231.Целевой раздел включает
Пояснительную записку
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
Систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
Слайд 24.
Пояснительная записка:
1) Цели реализации АООП НОО;
2) Принципы и подходы к
формированию АООП НОО;
3) Общая характеристика АООП НОО;
4) Психолого-пед. характеристика обучающихся с ОВЗ;
5) Описание ООП обучающихся с ОВЗ.
Слайд 25Цель
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей (ООП) обучающихся с
ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Слайд 26Задачи
Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое).
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Формирование основ учебной деятельности.
Создание специальных условий для получения образования
в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
Слайд 27Деятельностный и дифференцированный подходы в предполагают
Признание обучения и воспитания как единого
процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, в качестве основного средства достижения цели образования.
Признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности.
Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
и др.
Слайд 28Основным средством
реализации деятельностного подхода
в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Слайд 29Дифференцированный подход
к построению АООП для обучающихся с ОВЗ
Предполагает учет их
ООП, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания разных вариантов АООП.
Обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Слайд 30В основу формирования АООП
положены следующие принципы:
Принципы государственной политики РФ в области
образования (гуманистический, светский характер образования, единство образовательного пространства на территории РФ и др.)
Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
Принцип развивающей направленности образовательного процесса.
Онтогенетический принцип;
Принцип преемственности.
Принцип целостности содержания образования.
Принцип направленности на формирование деятельности.
Принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации.
Принцип сотрудничества с семьей.
Слайд 31Общая характеристика АООП
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их ООП.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
Слайд 322. Содержательный раздел
определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ
включает следующие
программы:
Слайд 33Требования к структуре АООП
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) (базовых
учебных действий (БУД) у обучающихся.
Программа отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области
Программа духовно-нравственного развития, воспитания (нравственного развития, воспитания).
Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни.
Программа коррекционной работы.
Программа внеурочной деятельности.
Слайд 34Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития)
В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития
должны быть положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества.
Слайд 35Базовые национальные ценности российского общества:
патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд и
творчество,
наука,
традиционные религии России,
искусство и литература,
природа,
человечество.
Слайд 36Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Формирование представлений об
основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
Пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
Формирование установок на использование здорового питания;
Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
Формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Слайд 37Программа
внеурочной деятельности
Направления ВД
Спортивно-оздоровительное
Нравственное
Социальное
Общекультурное
Слайд 383. Организационный раздел включает
Учебный план НОО :
предметные области;
коррекционно-развивающая область;
направления внеурочной деятельности.
2.
Систему специальных условий реализации АООП НОО
в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Слайд 39В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Слайд 40Обязательным элементом структуры Учебного плана является
"Коррекционно-развивающая область"
Реализуется через содержание коррекционных
курсов
Слайд 41Для глухих
коррекционно-развивающие курсы
Слайд 43Для слепых
коррекционно-развивающие курсы
Слайд 46Для детей с НОДА
коррекционно-развивающие курсы
Слайд 48Для детей с РАС
коррекционно-развивающие курсы
Слайд 50Часть Учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений
Включает часы на внеурочную деятельность
(10 часов в неделю), предназначенные
1.Для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю)
2.Часы на коррекционно-развивающую область
(не менее 5 часов в неделю),
Слайд 51ВАРИАНТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Слайд 52ВАРИАНТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Слайд 53Организация может разработать
Один или несколько вариантов АООП
Слайд 54Для обучающихся
с умер., тяж., глубок. УО, с ТМНР
На основе Стандарта
и АООП
организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития
(СИПР)
Слайд 55Структура СИПР должна включать:
1) Общие сведения о ребенке;
2) Характеристику, включающую оценку
развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
3) Индивидуальный учебный план;
4) Содержание образования в условиях организации и семьи;
5) Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6) Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
7) Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8) Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9) Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.
Слайд 56Требования к условиям реализации АООП НОО
к кадровым,
финансовым,
материально-техническим
и иным
условиям
Слайд 57Требования к материально-техническим условиям
Включает требования к:
Организации пространства, в котором осуществляется
реализация АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;
Организации временного режима обучения;
Техническим средствам обучения;
Специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
Слайд 58Требования к результатам освоения АООП НОО
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Слайд 59Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
должно быть достижение предметных
и метапредметных результатов
(в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы
Слайд 60Требования к результатам освоения АООП для обучающихся с УО
Личностные результаты включают
овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Слайд 61Итоговая аттестация (1 вариант АООП УО)
Осуществляется организацией по завершению реализации АООП
в форме двух испытаний:
Первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
Второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Слайд 62Итоговая оценка качества освоения обучающимися
АООП УО (2 вариант)
Осуществляется организацией.
Предметом итоговой
оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
-что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
-что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Слайд 64Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная
для обучения определенных категорий лиц
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Слайд 65Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная
для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью),
разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы,
с учетом адаптированной основной образовательной программы и
в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ,
к которой относится ребенок
(например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.).