Слайд 1Районные педагогические чтения
Направление
т
« ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ: ОТ ПОНИМАНИЯ К СОДЕЙСТВИЮ»
Подготовили:
зам.
директора по ВР Мавлеткулова Г.Ф., социальный педагог Григорьева Л.Г.
Слайд 2
Ребёнок – это главное чудо природы, ребёнок-инвалид – это ангел, посланный
с небес для того, чтобы не зачерствели наши души.
Слайд 3Актуальность
заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь
равные возможности с другими детьми в получении образования. В настоящее время существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Слайд 4Гипотеза
Если создать благоприятные условия в обучении детей с «ограниченными возможностями», то
право на образование станет реальностью для каждого из этих детей.
Цель
Проанализировать как в нашей школе реализуется право детей- инвалидов, детей с ОВЗ на образование.
Проблема
Принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Слайд 5Задачи:
Сбор информации об истории вопроса.
Показать важность решения данной проблемы в современных
условиях развития общества.
Узнать, как реализуются их права на образование.
Узнать, что такое инклюзивное образование и как оно организуется в нашем районе.
Слайд 6Образование в дореволюционной России
В русском писаном праве первоначально появляются лишь нормы
о защите детей и женщин, оставшихся без опеки в результате смерти кормильца.
Указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви, по которому призрение инвалидов вменено церкви. В Соборном Уложении 1649 года также встречаются нормы, предоставлявшие гарантии судебной защиты и защиты имущественного глухих и немых детей умершего.
В 1704 году Петром был издан указ, запрещавший умертвлять детей с врожденными дефектами и требовавший объявлять о них священникам соответствующих приходов.
Екатериной II в 1775 году издан Указ об учреждении Приказа общественного призрения. Согласно «Учреждению для управления губерний» Приказ общественного призрения должен был осуществлять попечение и надзор за «домами для сумасшедших».
В начале XIX века по инициативе императора Александра I в России открывается первая школа для слепых (1807 г.) и первое учебно-воспитательное учреждение для глухонемых (1806 г.).
Слайд 7Образование в советской России.
Но с приходом к власти Советов, ситуация меняется
коренным образом. В июне 1918 года декретом Совнаркома все учебные заведения из частных рук и церкви передаются в Народный комиссариат просвещения.
До начала 30-х годов по отношению к детям-инвалидам применялся термин «дефективные дети».
С 1926 года начинает развиваться система специальных школ применительно к видам отклонений обучающихся (тугоухие, глухонемые, слепые, слабовидящие, умственно отсталые).
в 90-х годах XX века укрепился термин «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Слайд 8Исследования Л.С.Выготского
Изучая специфику развития нормальных и аномальных детей, он пришёл к
выводу, что всякий телесный недостаток вызывает в поведении ребёнка как бы социальный вывих, который закладывается уже с семье, а в дальнейшем начинает усугубляться. И если преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, который чаще всего бывает малоэффективным, то вторичный – требует психолого-педагогическому вмешательству и он поддается коррекции.
Следовательно, если создать ребёнку душевное здоровье и благополучие, то ребёнок с ограниченными возможностями не будет чувствовать себя «другим, не таким как все».
Слайд 9Исследования словацкого психолога
Ладислава Пожар
Ребёнок « с ограниченными возможностями» будет
себя чувствовать гармонично, если его душевное здоровье проявиться в трёх областях:
1) В отношении к себе. Душевно здоровый человек доволен собой. У него адекватные представления как о своих собственных возможностях и способностях, так и о своих ограничениях. Он полностью осознает, что жизнь приносит не только успехи, но и разочарования, неудачи и принимает их как само собой разумеющееся.
2) В отношении к другим людям. Душевно здоровый человек чувствует себя в присутствии людей комфортно, испытывает к ним доверие. Душевно здоровый человек не проявляет агрессию в общении с другими людьми и способен постоять за себя.
3) В отношении к жизни. Душевно здоровый человек способен выполнять требования, которые предъявляет ему жизнь, способен приспособиться к окружающим. Он планирует свою жизнь, причем ставит перед собой реальные цели.
Слайд 10Проблемами особых детей занимается специальная психология, которая изучает людей с различными
отклонениями от нормального психического развития, связанными с врождёнными или приобретёнными дефектами.
Категории аномальных детей
- Нарушения интеллекта (ЗПР – задержка психического развития, умственная отсталость);
Нарушение письма и речи;
Нарушение зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие);
Нарушение слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие);
Нарушения опорно-двигательного аппарата;
Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции);
Начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм);
Сложные дефекты.
Слайд 11 Неблагоприятная социальная среда
влияет на психологическое развитие ребёнка, которое впоследствии
приводит к возникновению иных аномалий, например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы.
Социальные факторы, негативно влияющие на развитие индивида:
объективные и субъективные.
Объективные факторы
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРИОБРЕТЁННЫХ АНОМАЛИЙ:
Социально-экономическая
ситуация в стране:
-война,
-экономические кризисы,
-политические реформы
Специфика
взаимоотношений в
родительской семье
Стрессовые факторы
профессиональной деятельности:
-ненормированный рабочий день,
-профессии повышенного риска,
-профессии с высоким
уровнем эмоционального
напряжения (врачи, педагоги,
психологи)
Слайд 12Субъективные факторы:
-особенности темперамента.
Свойства темперамента, определённые как «трудные» :
- высокий или низкий
уровень активности,
-упрямство,
- отвлекаемость,
- низкий уровень адаптивности,
- наличие тенденций к избеганию,
- преобладание сниженного фона настроения,
-страх новых ситуаций,
-высокий уровень поисковой активности,
- высокий уровень креативности.
«Трудность» данных свойств заключается в трудностях, которые испытывают окружающие при взаимодействии с их носителем: необходимость поиска новых нестандартных способов
взаимодействия с ними.
Слайд 13Классификация нарушений развития
по характеру:
1. Глухие (неслышащие);
2. Слабослышащие;
3. Позднооглохшие;
4. Незрячие;
5. Слабовидящие;
6. С
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
7. С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. С нарушениями интеллекта (умственно-отсталые);
9. С задержкой психического развития;
10. С нарушениями речи (в том числе тяжёлыми);
11. Со сложными недостатками развития.
Слайд 14ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного
мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности.
ЗПР является сложным нарушением и у детей страдают разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.
Слайд 15ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР:
минимальные (слабовыраженные) органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в
результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, при родовом, раннем периоде жизни ребёнка;
-функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов;
-хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве;
-стрессовые психотравмирующие факторы (дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, смерть, тяжёлая болезнь значимого человека, рождение второго ребёнка;
-длительная депривация (педагогическая запущенность детей, пребывание в доме ребёнка длительное время.
Слайд 16Динамика численности инвалидов в МБОУ «СОШ №5 г. Ленска»
Слайд 17Динамика численности детей с ОВЗ
Слайд 18Количество классов комплектов коррекционно-развивающего обучения (КРО)
Слайд 19«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит
в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с потребностями в особом обучении, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 20Создание условий для эффективной деятельности
В целях создания оптимальных условий для самореализации
творческого потенциала воспитанников в МБОУ «СОШ №5 г. Ленска» созданы 2 кружка и 7 спортивных секций.
Кроме того, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья посещают урок «Общие индивидуальные коллективные и групповые занятия» (3 часа в неделю) и внеурочные занятия «Час психологии». Общий охват дополнительным образованием составляет 95%
В летний оздоровительный период в июне –августе 2018 года на базе школы функционировали: лагерь дневного пребывания, экологический лагерь, трудовая бригада, дворовые вожатые.
Всего охвачено 32 ученика с ОВЗ
Слайд 21Наше сотрудничество
- МКУ РУО
КМиСП
ДСЮШ
Станция юннатов
СК «Карат», «Олимп», «Виктория», «Темп»
ЦДО «Сэргэ»
ГКУ РС
(Я) «Леский социально-реабилитациооный центр для несовершенолетних»
ПДН
Детская библиотека
Ленский краеведческий музей
Слайд 22 В России нет запрета на обучение инвалидов, и детей с
ОВЗ в общеобразовательных школах и учреждениях.
Законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами и детей с ОВЗ.
Слайд 23 Это значит, что для ускорения внедрения инклюзии необходимо создавать условия
для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах, включая:
подготовку специалистов;
создание апробированных методик, обеспечивающих совместное обучение детей;
создание надлежащих материально-технических условий.
Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей.
Слайд 24 Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и
дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
Слайд 25Выводы
Несмотря на то, что в школе ведется работа по созданию нормальных
условий для получения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ существует много проблем:
не оборудованы входные лестницы, пандусные съезды, пути движения внутри зданий;
отсутствуют зоны оказания образовательных услуг, санитарно-гигиенические помещения не приведены в соответствие с требованиями доступности и безопасности для детей-инвалидов;
отсутствуют специальные тренажеры для занятий лечебной физкультурой с детьми.
Нехватка квалифицированных кадров (нет логопеда, дефектолога, медработника)
Слайд 26
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из
основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 27Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Вам боли их
порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Та помощь, заключенная в делах!
Спасибо за внимание!