Слайд 1 «ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
Слайд 2Ключевые принципы Национальной стратегии:
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации
должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Ориентация на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка, реализуемые при поддержке государства и др.
«О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ»
(УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 01.06.2012 N 761)
Слайд 3Общие положения:
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих
особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Слайд 41. Поддержка семейного воспитания
2. Развитие воспитания в системе образования
3. Расширение воспитательных
возможностей информационных ресурсов
4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
5. Гражданское воспитание
6. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ:
Слайд 57. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
8. Приобщение детей к культурному наследию
9. Популяризация научных знаний среди детей
10. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
11. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
12. Экологическое воспитание
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ:
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Физиологические изменения
Психологические изменения:
• эмоциональная неустойчивость;
• резкие перепады настроения;
• повышенное
самолюбие;
• резкость суждений;
• застенчивость и неуверенность в своих силах.
Слайд 7ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
• С одной стороны подросток крайне болезненно относится к
любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком.
• Из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел.
• Внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.
• Желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих.
• Независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.
Слайд 8КОЛИЧЕСТВО САМОУБИЙСТВ В РОССИИ
В 2014 году в России погибло в результате
суицидов:
- 8 детей в возрасте от 5 до 9 лет;
- 355 детей возраста от 10 до 14 лет;
- 2644 подростка и молодых человека возраста от 15 до 19 лет (каждый двенадцатый подросток).
Слайд 9СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:
Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов);
Риск
средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);
Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
Слайд 10ГРУППЫ СУИЦИДА:
скрытые (жажда риска, самоповреждения),
истинные,
демонстративные.
Слайд 11Скрытый суицид
Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по
большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость…
Слайд 12Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное
состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Слайд 13Демонстративный суицид
Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления
на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.
Слайд 14□ ВОЗ НАСЧИТЫВАЕТ 800 ПРИЧИН САМОУБИЙСТВ. ИЗ НИХ:
-41% - неизвестны
-19% -
страх перед наказанием
-18% – душевная болезнь
-18% - домашние огорчения
-6% - страсти
-3% - денежные потери
-1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.
Слайд 15Считается, что болезнью самоубийц является депрессия — до 70% депрессивных больных
обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.
Слайд 16Причины суицида
Призыв
Способ попросить помощи
Уход от проблем
Потеря надежды изменить жизнь
к лучшему
Месть
Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»
Самонаказание
Ребенок решает, что он не заслуживает права жить, желает облегчить жизнь своей семье
Бегство от наказания
Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни
Слайд 17Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов,
лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду)
Конфликты с друзьями
Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду
Несчастная любовь, одиночество
Страх перед будущим
Потеря смысла жизни
Подражание кумирам
Слайд 18Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со
стороны родителей, перегрузки и строгие требования в школе, прессинг успеха
Искренне желающие ребенку добра близкие постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников.
Слайд 19Общественные катаклизмы оказывают непосредственное влияние на число суицидов. Экономические кризисы влияют
не только на материальное, но и на психическое состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а самоубийство - единственным приемлемым решением.
Слайд 20ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА
80 % задумавших совершить самоубийство предварительно дают знать о
своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
Слайд 21СЛОВЕСНЫЕ МАРКЕРЫ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА):
Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу
умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
Прощания.
Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Слайд 22ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ РОДИТЕЛИ:
изменения настроения,
изменение питания,
изменение сна,
изменения
в отношении к своей внешности,
самоизоляцию,
интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.),
нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов),
серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).
Слайд 23ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ СВЕРСТНИКИ:
самоизоляцию,
резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее),
повышенную
агрессивность,
аутоагрессию (в том числе в высказываниях),
изменения внешнего вида,
интерес к теме смерти (способам самоубийства),
уныние,
изменение интересов и т.п.
Слайд 24ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ ПЕДАГОГИ:
изменение внешнего вида,
самоизоляцию в урочной и внеклассной
деятельности,
ухудшение работоспособности,
небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое),
частые прогулы (отсутствие на определенных уроках),
резкие и необоснованные вспышки агрессии,
рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей,
тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Слайд 25ГРУППА РИСКА:
Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого,
развод, семейное насилие, отвержение со стороны родственников и т.п.;
Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери;
Подростки, имеющие проблемы в отношениях со сверстниками, неразделенная любовь и т.п.;
Подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и токсическими препаратами. Риск суицидов очень высок — до 50%. Алкоголизм и наркомания в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду;
Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида; демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные; подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения;
Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию);
Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы), психическими заболеваниями;
Подростки, имеющие блестящие успехи по всем образовательным предметам;
Подростки, имеющие межличностные и/или любовные конфликты;
Подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;
Подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
Слайд 26ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого
участника образовательного процесса;
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Слайд 27УРОВНИ СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРЕВЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Первичная профилактика
Вторичная профилактика
Третичная профилактика
Четвертичная профилактика
Слайд 28ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА– ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Цель - повышение групповой сплоченности в школе
Мероприятия:
Создание
общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Организация внеклассной воспитательной работы.
Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Слайд 29ИЗМЕНЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Слайд 30ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Цель – предотвращение самоубийства
Мероприятия:
Оценка риска самоубийства по схеме:
– крайняя (учащийся
имеет средство совершения самоубийства, выработан чёткий план);
– серьёзная (есть план, но нет орудия осуществления);
– умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей.
Разбор случая со школьным персоналом, который был включён в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи специалистов ОО на данном этапе:
Создать условия постоянного наблюдения за возможным суицидентом.
Слайд 31ЧЕТВЕРТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Цель – снижение последствий и уменьшение
вероятности дальнейших случаев, социальная
и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия:
Организовать и провести встречу близких друзей, одноклассников (свидетелей) с врачом психиатром (психотерапевтом).
Направление суицидента к врачу-психотерапевту, психиатру с целью глубинной психотерапевтической коррекции состояния.
Отслеживание динамики психологического состояния суицидента в образовательном учреждении.
Задачи специалистов ОО на данном этапе:
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
Знание координат специалистов, которые могут оказать психотерапевтическую помощь суицидентам и их семьям.
Наличие диагностического инструментария для отслеживания динамики психологического состояния суицидента.
Слайд 32Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о
причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Слайд 33ЭТАПЫ БЕСЕДЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Первый этап беседы
Главная задача – установление эмоционального контакта
с ребёнком, взаимоотношение «сопереживающего партнерства», которому характерна высокая степень доверительности.
Второй этап беседы
На втором этапе устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняются факторы, оказавшие влияние на душевное состояние подростка. Одни из главных моментов этого этапа – снятие у суицидента ощущения безвыходности его ситуации.
Слайд 34Третий этап беседы
Этот этап направлен на совместное планирование деятельности по преодолению
кризисной ситуации. Вероятность реализации запланированных действий будет выше, если в планировании подросток занимает ведущую роль.
Четвёртый (завершающий) этап беседы
На завершающем этапе беседы окончательно формируется решение, активная психологическая поддержка.
Важнейшим условием беседы является её анонимность!
ЭТАПЫ БЕСЕДЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Слайд 35Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с несовершеннолетними суицидальных случаев зачастую цена
подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
Слайд 36ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ!
ЕСЛИ РЕБЕНОК:
угрожает покончить с собой,
демонстрирует неожиданные смены настроения,
недавно
перенес тяжелую утрату,
раздает любимые вещи,
приводит дела в порядок,
становится агрессивен, бунтует, не желает никого слушать,
живет на грани риска, совершенно не бережет себя,
утратил самоуважение,
то это значит, что он, очень ВОЗМОЖНО, рассматривает мысль о совершении суицидальной попытки.
Слайд 37Предупреждения! (если Вы свидетель развития событий)
Никогда не говорите этому человеку, как
замечательна его жизнь – это только причинит ему еще больше боли.
Нельзя говорить этому человеку, что у него «еще вся жизнь впереди».
Если он попробует покончить свою жизнь самоубийством, используйте любые безопасные средства, чтобы остановить его, и позвоните в службу спасения. Если вы не можете помочь этому человеку, не подвергая свою жизнь опасности (если у него есть оружие или он находится в труднодоступном месте), не приближайтесь к нему и немедленно позвоните в службу спасения.
Если ситуация выйдет из-под контроля, немедленно звоните в 112 или на местный номер службы спасения. Всегда принимайте угрозы о самоубийстве всерьез.
Не пытайтесь исправить ситуацию в одиночку.
Если человек говорит вам, что хочет совершить самоубийство, немедленно обратитесь за помощью, даже если он попросил вас держать это в секрете.
Слайд 38РЕСУРСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Внутренние ресурсы:
Инстинкт самосохранения.
Уровень развития интеллекта
(средний, выше среднего, высокий).
Коммуникативный потенциал.
Ценные
для подростка аспекты его «Я».
Позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
Значимые другие. Утрата или угроза потери поддерживающего другого может вызвать взрыв чувства одиночества, ярости и презрения к себе.
Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая.
–Социальный опыт, в том числе духовный (религиозный).
Слайд 39Телефон горячей линии экстренной психологической помощи МЧС РФ:
8-499-216-50-50
Для России бесплатный телефон
доверия:
8-800-333-44-34
Телефон доверия для детей, подростков и родителей
8-800-300-83-83, 385-73-83
Телефон экстренной помощи (Свердловская область)
8-800-300-11-00
Интернет консультирование
ICQ 648092345
vk.com/id270527095
Свердловская областная клиническая психиатрическая больница:
Детское диагностическое отделение. Телефон: (343) 320-36-93.
Отделение №35 - детский психиатрический стационар. Телефон: (343) 320-32-00.
Наркологическое диспансерное отделение. Телефон: (343) 330-48-36 (регистратура).
Слайд 40Единый общероссийский номер детского телефона доверия — 8 800 2000 122
Телефон доверия
8 800 333 44 34
Телефон доверия экстренной психологической помощи 8 (495) 575 87 70
Телефон горячей линии экстренной психологической помощи МЧС РФ:
8-499-216-50-50
Лига безопасного интернета: http://ligainternet.ru
Центр помощи подросткам — www.Центр помощи подросткам — www.твоятерритория.онлайн
КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Слайд 44Телефон доверия ГУ МВД России по Свердловской области 8(343)358-71-61, 8(343)358-70-71
Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Ладо» 8(34350)5-77-87,8(34350)4-07-73 www.centerlado.ru
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области И.Р. Мороков 8(343)375-70-20 www.svdeti.ru
КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Слайд 45ЦЕНТР БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ:
Слайд 46Блокировка интернет-страниц через сайт Роскомнадзора http://rkn.gov.ru/treatments/p459/p750/