Слайд 1Особенности подросткового возраста
учащихся
Слайд 2Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков
Объясняются иногда недостаточным
знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте;
Состоят в том, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников.
Слайд 3
«Переходный возраст –
предъявляет собой совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих
как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков
и предрасположений,
которые до того находились
в латентном состоянии».
Л.С. Выготский
Слайд 4
Отделиться от родителей
Обнаружить себя и свой пол
Открыть для себя мир
других людей
Психологические задачи
Слайд 5Благоприятные особенности мотивации:
Готовность включаться в разные виды деятельности со
взрослыми и сверстниками;
Осознавать себя как личность;
Потребность в самовыражении и самоутверждении;
Стремление к самостоятельности;
Расширение кругозора
Слайд 6Негативные характеристики мотивации:
Трудности во взаимоотношениях с
окружающими
Негативизм
Конфликтность
Непринятие мнения и оценок учителя
Слайд 7 Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера
чрезмерно усилены,
отчего обнаруживается
избирательная уязвимость
в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
А.Е. Личко
Слайд 9Доминирующие черты характера:
Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к дисфории (пониженному настроению с
озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии).
Отношение к учебе
Постоянные сомнения, чувство тревоги перед возможной ошибкой;
Пугают внезапные вызовы к доске, т.к. не может мгновенно собраться с мыслями;
Тяжелая и напряженная работа вызывает раздражение, может заплакать от чувства бессилия.
Слайд 10 Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы работы;
Создавать ситуацию успеха
(в которой можно проявить уверенность, твердость, смелость);
Оказывать помощь в учебе;
Замечать и поддерживать малейшие успехи;
Доброжелательно аргументировать выставленные оценки в целях повышения уверенности в себе, изменения самооценки.
Педагогические рекомендации:
Слайд 12Доминирующие черты характера:
Крайняя изменчивость настроения, безразличие, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, чрезмерная обидчивость
и придирчивость к окружающим.
Отношение к учебе
Непредсказуемость поведения и реакций на реплики и просьбы педагога или родителей.
Активная работа на уроках и дома сменяется этапами безразличия к учебным предметам, домашним заданиям.
Может переключиться на другой вид деятельности в том случае, если работа его заинтересовала, не надоедает, увлекает.
Слайд 13Педагогические рекомендации:
Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы
работы;
Устанавливать тесный, доверительный контакт полного взаимопонимания;
Давать поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний;
Забыть об упреках и наказаниях, действовать исключительно добротой и лаской;
Оказывать помощь в учебе.
Слайд 15Доминирующие черты характера:
Повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
Робки и застенчивы среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе видят множество недостатков, особенно в волевых сферах.
Отношение к учебе
Учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определенного страха перед контрольными работами.
Боятся и стесняются отвечать у доски.
Пугает шум , суета, активность ребят во время перемены.
Учеба второстепенное, а главное – это теплые и добрые взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Слайд 16Педагогические рекомендации:
Повышать самооценку;
Проводить беседы с детальным разбором
и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознавать свою мнительность и ложное чувство неполноценности;
Создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя полно и естественно.
Доброжелательно аргументировать выставленные оценки в целях повышения уверенности в себе.
Слайд 18Доминирующие черты характера:
Полное непостоянство проявлений. Безволие, тяга к пустому
времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, услужливость, безответственность.
Отношение к учебе
На уроках внимание неустойчивое. Домашние задания выполняют неохотно и нерегулярно, знания бессистемны. Важно чтобы успехи в учебе проходили на фоне положительных эмоциональных контактов.
Слайд 19Педагогические рекомендации:
Усилить контроль за поведением и деятельностью (проверка результативности
учебы, совместный физический труд со взрослыми).
Создавать ситуации при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них ответственность;
Пробудить интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему.
Слайд 21Доминирующие черты характера:
Постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т.е. обращенность на
окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от общения, неорганизованность.
Отношение к учебе
Легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если требуются определенные длительные усилия. Учебные предметы даются легко, но знания поверхностны. Важен интерес в любой продуктивной деятельности.
Слайд 22Педагогические рекомендации:
Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы
работы;
Создавать условия в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение.
Создавать ситуации, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям.
Слайд 24Доминирующие черты характера:
Демонстративность , т.е. стремление быть в центре
всеобщего внимания, завышенная самооценка, энергичность, обидчивость, учет только собственных желаний.
Отношение к учебе
Зависит от того, насколько учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки демонстративных (добиться признания, «блеснуть»);
Учеба лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей;
Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.
Слайд 25Педагогические рекомендации:
Выработать представление о демонстративности своего поведения как доминирующей черте характера,
а также умение распознавать ее у окружающих;
Учить осмысливать свои мотивы, искать пути рационального удовлетворения своих желаний;
Давать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных способностей.
Слайд 26Жизнь мастерит раму,
а картину пишем мы вместе!