Слайд 1Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной
отсталостью
Выполнила: педагог-психолог МБОУ «лицей №81 Рыбко И.А.
Слайд 2Актуальность данной работы
В настоящее время интеллектуальная деятельность и познавательные
процессы детей с умственной отсталостью и детским церебральным параличом изучены в специальной психологии более глубоко, чем эмоционально-волевая сфера. Тем более мало изучена эмоционально-волевая сфера детей с детским церебральным параличом в сочетании с легкой степенью умственной отсталости. Без знания механизмов формирования эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью и с детским церебральным параличом, без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью и с детским церебральным параличом невозможно качественно выстроить коррекционную работу с ними.
Слайд 3Цель исследования
Изучение эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП с
нормой интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
Слайд 4Задачи исследования
1. Провести сравнительный анализ уровня тревожности у детей с ДЦП
с нормой интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
2. Провести сравнительный анализ уровня волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания у детей с ДЦП с нормой интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать рекомендации психологической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
Слайд 5Объект и предмет исследования
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей.
Предмет исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП с нормой интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
Слайд 6Гипотеза
Мы предполагаем, что дети с легкой степенью умственной отсталости и с
ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости отличаются высоким уровнем тревожности и низким уровнем волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания по сравнению с детьми с ДЦП с нормой интеллекта.
Слайд 7Практическая база экспериментального исследования
Исследование проходило на базе муниципального
бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната № 152 VI, VIII вида и специальный (коррекционный) детский дом №6.
Слайд 8 В эксперименте принимали участие три группы подростков – 10
человек с легкой степенью умственной отсталости, 10 человек с ДЦП с нормой интеллекта и 10 человек с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости. Три группы участвовали в диагностике. Всего было обследовано 30 человек, среди них 15мальчиков и 15 девочек. Средний возраст 14-15 лет.
Слайд 9Методы исследования
Эмпирические:
методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки;
опросник «Волевого самоконтроля».
Статистические:
U-критерий Манна-Уитни.
Слайд 10
Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности у подростков с легкой степенью
умственной отсталости и с ДЦП с нормой интеллекта по методике тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки
*P < 0,01
Слайд 11
Рисунок 2. Результаты исследования уровня тревожности у подростков с ДЦП в
сочетании с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП с нормой интеллекта по методике тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки
*P < 0,01
Слайд 12
Рисунок 3. Результаты исследования уровня тревожности у подростков с ДЦП в
сочетании с легкой степенью умственной отсталости и с легкой степенью умственной отсталости по методике тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки
P > 0,05
Слайд 13
Рисунок 4. Результаты исследования волевого самоконтроля у подростков с легкой степенью
умственной отсталости и с ДЦП с нормой интеллекта по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
* P < 0,01
Слайд 14
Рисунок 5. Результаты исследования волевого самоконтроля у подростков с легкой степенью
умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
P > 0,05
Слайд 15Рисунок 6. Результаты исследования волевого самоконтроля у подростков с ДЦП с
нормой интеллекта и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
*P < 0,01
Слайд 16
Рисунок 7. Результаты исследования уровня выраженной настойчивости у подростков с легкой
степенью умственной отсталости и с ДЦП с нормой интеллекта по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
*P < 0,01
Слайд 17
Рисунок 8. Результаты исследования уровня выраженной настойчивости у подростков с легкой
степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
P > 0,05
Слайд 18
Рисунок 9. Результаты исследования уровня выраженной настойчивости у подростков с ДЦП
с нормой интеллекта и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
*P < 0,01
Слайд 19
Рисунок 10. Результаты исследования уровня самообладания у подростков с легкой степенью
умственной отсталости и с ДЦП с нормой интеллектом по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
*P < 0,01
Слайд 20
Рисунок 11. Результаты исследования уровня самообладания у подростков с легкой степенью
умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
P > 0,05
Слайд 21
Рисунок 12. Результаты исследования уровня самообладания уподростков с ДЦП с нормой
интеллекта и с ДЦП в сочетании с легкой степень умственной отсталости по методике опросник ВСК А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдманов
*P < 0,01
Слайд 221. Сравнительный анализ уровня тревожности у подростков с ДЦП с нормой
интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости показал, что у подростков с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости и с легкой степенью умственной отсталости уровень тревожности выше, чем у подростков с ДЦП с нормой интеллекта, то есть достоверно различаются, а группы подростков с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости показали высокий уровень тревожности, то есть достоверных различий между ними нет.
ВЫВОДЫ
Слайд 232. Сравнительный анализ уровня волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания у подростков
с ДЦП с нормой интеллекта, с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости показал, что у подростков с ДЦП с нормой интеллекта уровень волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания выше, чем у подростков с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости, то есть достоверно различаются, а группы подростков с легкой спепенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости показали низкий уровень волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания, то есть достоверных различий между ними нет.
Слайд 243. В ходе нашего экперементального исследования мы подтвердили гипотезу о том,
что дети с легкой степенью умственной отсталости и с ДЦП в сочетании с легкой степенью умственной отсталости отличаются высоким уровнем тревожности и низким уровнем волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания по сравнению с детьми с ДЦП с нормой интеллекта.