Презентация, доклад Основы религиозных культур и светской этики.

Содержание

Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди, - В.В. Путин на встрече с представителями традиционных конфессий РоссииОтношения государства и религиозных организаций в вопросах образования

Слайд 1Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

Слайд 2Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез,

поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди, - В.В. Путин на встрече с представителями традиционных конфессий России

Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьёзным образом влияют и на становление личности человека и гражданина. - Д.А. Медведев

Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России. - А.Я. Данилюк

Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо

Слайд 3Нормативные основания введения курса ОРКСЭ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. 
Нормативные основания введения курса ОРКСЭФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N

Слайд 41) распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р «Об утверждении

плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
2) приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
3) письма Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 24.10.2011 №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
от 21 апреля 2014 года №08-516  «О реализации курса ОРКСЭ» 

Нормативные основания введения курса ОРКСЭ

1) распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013

Слайд 5ПРИКАЗ от 18 декабря 2012 г. N 1060 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В

ФГОС НОО, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373

1. В абзаце первом пункта 12.4:
слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России" заменить словами «Основы религиозных культур и светской этики» <*>";
дополнить сноской <*> следующего содержания:
"<*> По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.".



ПРИКАЗ от 18 декабря 2012 г. N 1060  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФГОС НОО, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ

Слайд 6«Основы религиозных культур и светской этики»
Преподавание основ религиозных культур осуществляется в

соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:
1. Конституцией Российской Федерации,
2. Законами Российской Федерации
«Об образовании в Р. Ф», "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
3. Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

«Основы религиозных культур  и светской этики»Преподавание основ религиозных культур осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской

Слайд 7Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Статья 5
В Российской

Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы
Такое обучение может вести религиозная организация
Федеральный закон

Слайд 11Внутришкольные нормативно-правовые и локальные акты
Положение о регламенте организации и преподавания курса

ОРКСЭ
План реализации курса на год
Протоколы родительских собраний по выбору родителями модуля ОРКСЭ
Регламент выбора родителями обучающихся модуля комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
График проведения мероприятий по выбору ими модулей курса ОРКСЭ
Соглашение о взаимодействии по вопросам реализации курса ОРКСЭ
Соглашение о сотрудничестве общеобразовательных организаций и органов образования и религиозной организации
Внутришкольные нормативно-правовые и локальные актыПоложение о регламенте организации и преподавания курса ОРКСЭПлан реализации курса на годПротоколы родительских

Слайд 12Приоритетное значение духовно-нравственного воспитания и развития личности
Методологической основой разработки и реализации

Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования является
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция).
Приоритетное значение духовно-нравственного воспитания и развития личностиМетодологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного

Слайд 13Курс является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

«Основы религиозных культур

и светской этики»
Курс является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. «Основы религиозных культур  и светской этики»

Слайд 14Положительные эффекты

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных

организаций, направленный:
на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду;
усвоение нравственных ценностей;
развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам. 


Положительные эффектыКурс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви

Слайд 15Положительные эффекты



Способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий,

заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей.
Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.


Положительные эффектыСпособен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без

Слайд 16Положительные эффекты



Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных

результатов.
Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе
Положительные эффектыПреподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения

Слайд 17«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель:
формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций

к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

«Основы религиозных культур  и светской этики»Цель:формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному

Слайд 18«Основы религиозных культур и светской этики»
Задачи
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,

буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

«Основы религиозных культур  и светской этики»Задачизнакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых

Слайд 19Требования к предметным результатам
 
– знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, семья,

религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Требования к предметным результатам – знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции

Слайд 20Требования к предметным результатам
 

– общие представления об исторической роли традиционных религий

в становлении российской государственности;

– формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Требования к предметным результатам – общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; – формирование

Слайд 21Требования к метапредметным результатам

Требования к метапредметным результатам

Слайд 22Требования к метапредметным результатам
– овладение способностью принимать и сохранять цели и

задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Требования к метапредметным результатам – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств

Слайд 23Требования к метапредметным результатам
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Требования к метапредметным результатам адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

Слайд 24Требования к метапредметным результатам
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 
Требования к метапредметным результатам овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

Слайд 25Требования к метапредметным результатам
– готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон

и сотрудничества;

– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Требования к метапредметным результатам– готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;– определение общей цели и

Слайд 26Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер

Преподают курс светские педагоги (педагоги

начальных классов)

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья,
культурная традиция

Школьники, выбравшие для изучения определенный модуль, получают общее представление о содержании других модулей.

Наиболее важные аспекты организации преподавания курса ОРКСЭ

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характерПреподают курс светские педагоги (педагоги начальных классов)Содержание всех модулей группируется вокруг

Слайд 27Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

Учебный курс ОРКСЭ  включает в себя 6 модулей:

Слайд 28Основы светской этики
Данный модуль знакомит учащихся с основами светской этики.
Светская

этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Основы светской этикиДанный модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся

Слайд 29Основы мировых религиозных культур
В модуле даются элементарные представления о возникновении, истории

и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей
Основы мировых религиозных культурВ модуле даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии

Слайд 30Основы православной культуры
Модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение

и роль в жизни людей – в формировании личности человека,  его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Основы православной культурыМодуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей –

Слайд 31Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Обращаясь

к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности
Основы исламской культурыМодуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают

Слайд 32Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её

значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии  - христианство и ислам.
Основы иудейской культурыМодуль знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и

Слайд 33Основы буддийской культуры
Модуль в доступной для учащихся форме знакомит с основами

буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством
Основы буддийской культурыМодуль в доступной для учащихся форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением,

Слайд 34Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии?
В рамках преподавания комплексного

курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения.
В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.
Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии? В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии.

Слайд 35Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в

рамках комплексного курса?

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.

Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса? Содержание модулей по

Слайд 36Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса

(взгляд на сотворение мира, человека и другое)?

Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения
Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия

Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и

Слайд 37Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками:

1) Духовные

ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)
2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)
Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками: 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни

Слайд 38Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу?
В соответствии

с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании в РФ" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона

Слайд 39Оценивание Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся 4 классов в

рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Методы оценивания:
Наблюдение за активностью в индивидуальных и классных проектах
Общественная экспертиза. Родители участвуют в жизни школы, знают новости и проблемы, предлагают их решение
Портфолио, выставки, презентации законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении   длительного   времени   и   требующих   для   свое-го выполнения активизации различных сторон учебной деятельности
Оценка результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

Оценивание  Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся 4 классов в рамках изучения курса «Основы религиозных

Слайд 40Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости

ученика?

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?Предлагается качественная взаимооценка в виде создания

Слайд 41Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что

будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию?

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учета мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребенок.

Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли

Слайд 42Можно ли менять модуль?
Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских

собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Можно ли менять модуль? Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о

Слайд 43Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»



Курганской области

Культуроведческий подход в преподавании курса  «Основы религиозных культур  и светской этики»  				Курганской области

Слайд 44Культуроведческий подход
Культуроведческий подход в преподавании предметов комплексного учебного курса «Основы религиозных

культур и светской этики» предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса

Культуроведческий подходКультуроведческий подход в преподавании предметов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает понимание

Слайд 45В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:




каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая культура имеет собственный контекст и

Слайд 46Какие могут быть ошибки у педагога?
Первая ошибка – критиканство
Второе ограничение -

речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной. Педагог может позволить "мы" только в двух случаях. "Мы – люди" и "Мы – люди, граждане России"

Третье табу - нельзя призывать детей к религиозной практике

Какие могут быть ошибки у педагога?Первая ошибка – критиканствоВторое ограничение - речь педагога должна быть инклюзивной, а

Слайд 47Обучение является успешным, если учащийся …
твердо уверен в своих силах, и

обладает достаточным самоуважением,
имеет серьезную мотивацию учиться,
способен учится в среде, характеризующейся «необходимостью серьезного напряжения сил» в сочетании с тем, что в случае неудачи учащемуся не угрожают серьезные негативные последствия.


Обучение является успешным, если учащийся …твердо уверен в своих силах, и обладает достаточным самоуважением,имеет серьезную мотивацию учиться,

Слайд 48Межпредметные связи

Межпредметные связи

Слайд 49

осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская

идентичность);

развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

В результате изучения учебного курса ОРКСЭ обучающиеся должны:

осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);развивать чувства преданности и любви к

Слайд 50
В результате изучения учебного курса ОРКСЭ обучающиеся должны:

осознавать необходимость для личностного

развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

развивать способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

уметь работать с различными источниками информации;
участвовать в диспутах.
В результате изучения учебного курса ОРКСЭ обучающиеся должны:осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть