Презентация, доклад опыта работы Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание

 Актуальность В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от

Слайд 1Базовая модель обобщенного опыта
учителя-логопеда МБОУ ЦО № 29
Антоновой Анны

Алексеевны

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Базовая модель обобщенного опыта учителя-логопеда МБОУ ЦО № 29 Антоновой Анны АлексеевныИспользование приемов мнемотехники при формировании связной

Слайд 2




 
Актуальность
В настоящее время значительно возросли
требования к речевому развитию детей


старшего дошкольного возраста, к моменту
выпуска из детского сада они должны
достигнуть определенного уровня
развития речевой активности, словаря,
грамматического строя речи, готовности
к переходу от диалогической речи к связному
высказыванию.
 Актуальность В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска

Слайд 3




















Речь ребенка с ЗПР
скудный словарный запас
неумение грамматически правильно оформлять

свои высказывания

нарушение звукопроизношения

малоразвитая диалогическая речь

неумение грамотно и доступно формулировать вопрос

неумение строить краткий или развернутый ответ

отставание в овладении монологической речью

нарушение ВПФ

Речь ребенка с ЗПРскудный словарный запаснеумение грамматически правильно оформлять свои высказываниянарушение звукопроизношения малоразвитая диалогическая речьнеумение грамотно

Слайд 4 У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в овладении монологической речью.

В связи с этим изучение особенностей формирования монологической речи у старших дошкольников с ЗПР и их возможностей в построении развернутых речевых высказываний предоставляет большую возможность и актуальность.
У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в овладении монологической речью. В связи с этим изучение особенностей

Слайд 5создание системы работы по развитию связной речи детей с задержкой психического

развития старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
создание системы работы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием

Слайд 6К.Д.Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия.
Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но

Слайд 7Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов

и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.



Что же такое мнемотехника?   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми

Слайд 8Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В. К. называет эту

методику сенсорно-графическими схемами ,

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями ,

Глухов В. П. – блоками-квадратами ,

Большева Т. В. – коллажем ,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т.

Слайд 10Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1.Принцип развивающего образования, в

соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.


Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является

Слайд 11В дидактике выделены три вида моделей:
Предметная модель
Предметно-схематическая модель
Графическая модель

В дидактике выделены три вида моделей:Предметная модель Предметно-схематическая модельГрафическая модель

Слайд 12Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна

соответствовать ряду требований:

  чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
 быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
 должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
  не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:  чётко отражать основные

Слайд 13Мнемотехника


Мнемоквадраты


Мнемодорожки


Мнемотаблицы
МнемотехникаМнемоквадраты

Слайд 14
раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру
Скажи ласково
Скажи наоборот
Один – много
Четвёртый лишний
«Посчитай»

(назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу)

Мнемоквадраты —
это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.


раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуруСкажи ласковоСкажи наоборотОдин – многоЧетвёртый лишний«Посчитай» (назвать предметы по одному; по два;

Слайд 15


Мнемодорожка


















Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую

информацию.
Мнемодорожка   Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 16Заучивание скороговорок, стихотворений по мнемодорожке

Заучивание скороговорок, стихотворений по мнемодорожке

Слайд 17Мнемотаблица
это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена

определённая информация.
Мнемотаблица  это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.

Слайд 19- Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.
- Постоянная активизация в

ходе занятия детей.
- Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей, акцентирование внимания на их успехах и достижениях.
- Определенная последовательность опроса детей.
- Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия.
- Обучение связной речи должно строится на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт (пережитое и виденное ими).
- Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.- Постоянная активизация в ходе занятия детей.- Исключение, особенно на

Слайд 20Создание развивающей среды
Создание условий для овладения ребёнком всеми компонентами языковой системы
Стимуляция

коммуникативной активности

Развитие навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка

Создание развивающей средыСоздание условий для овладения ребёнком всеми компонентами языковой системыСтимуляция коммуникативной активностиРазвитие навыков связной речи с

Слайд 211. Диагностический. Цель – всесторонний качественный анализ связной речи. Проводится три

раза в год (в сентябре, январе, мае)
1. Диагностический. Цель – всесторонний качественный анализ связной речи. Проводится три раза в год (в сентябре, январе,

Слайд 22

2. Коррекционно-развивающий блок. Цель – развитие связной речи детей, коррекция недостатков.

2. Коррекционно-развивающий блок. Цель – развитие связной речи детей, коррекция недостатков.

Слайд 233. Консультативный блок реализуется по двум направлениям:
- с родителями,
- с педагогами.

3. Консультативный блок реализуется по двум направлениям:- с родителями,- с педагогами.

Слайд 24РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется

желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть