Слайд 1Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с НОДА как средство повышения качества
образования
Слайд 2 Человек, по воле судьбы имеющий какие-либо ограничения в
здоровье,
не должен быть лишён жизненных перспектив
Слайд 3Любому человеку,
(инвалиду в том числе), для эмоционального и физического благополучия необходима занятость,
общение с людьми и равенство в правах
Слайд 4 Ярким примером успешной реабилитации и социализации инвалидов является
центр в Гейдельберге (Германия), в котором основам программирования, радиотехники и электроники обучается больше 800 человек.
Дети-инвалиды в Германии на их выбор могут учиться в специализированных или обычных школах наравне с другими детьми.
Слайд 51 марта 2018 года
ВЛАДИМИР ПУТИН:
«СОВРЕМЕННОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТУПНО
КАЖДОМУ»
Слайд 6Согласно Указу Президента РФ, Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального
проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо
обеспечить:
- глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
Слайд 7- внедрение на уровнях основного и среднего общего образования новых методов
обучения и воспитания, образовательных технологий, повышение мотивации детей к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и —- совершенствование методов обучения предметной области «Технология»
Слайд 8У нас нет выбора. Только учить и учить качественно.
Слайд 9Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с НОДА как средство повышения качества
образования
Слайд 10
Понятие «индивидуально-дифференцированный подход»
используется в психолого-педагогической литературе давно (с 1918 года),
но его содержание до сих пор дискуссионно.
Крупнейшие представители психолого-педагогических теорий определяют понятие «дифференцированное обучение»
по-разному.
Слайд 11 Ряд авторов смешивают понятие дифференциации и индивидуализации.
Предпочтение того или иного слова в педагогике – это по большей части вопрос традиции или договоренности.
Слайд 12Опубликованные работы о дифференциации и индивидуализации
есть у педагогов-новаторов:
Амонашвили Ш.А.,
Барабаш В.П.,
Глейзер Г.Д., Давыденко Т.М., Занкова Л.В., Кирилловой Е.Ю., Промотовой Н.В., Рабунского Е.С., Рогачевой Н.А., Унт И.Э., Шамовой Е.А., Шахмаева Н.М., Ямбурга Е.А. и др.
Слайд 13 Учёт индивидуальных особенностей личности (Барабаш, Шахмарёв).
Учёт индивидуальных
особенностей учеников в той форме, когда они группируются на основе каких-либо особенностей для отдельного обучения (организация работы в стабильных и нестабильных группах).
Формирование адекватной самооценки учеников с выбором объема и сложности выполняемых заданий (Кириллова, Промотова).
Дозирование учебной помощи ученикам (Глейзер).
Слайд 14 Дифференциация по общим интеллектуальным способностям и интересам учеников (внутренняя
на уроке, внешняя после уроков в форме кружков, факультативов, лабораторий, профильных классов).
Дифференциация в два этапа: подготовительный и основной (Рогановский). На основном этапе вводятся блоки обязательных предметов и предметов по выбору учеников. И те, и другие изучаются на двух уровнях: общекультурном и повышенном. Учёт физиологических аспектов обучения (Антропова, Манке, Кузнецова, Бродкина).
Чтобы уменьшить перегрузку учащихся, в школе №710 города Москвы часть материала профилирующих предметов решили излагать крупными блоками – лекционно, планировать самостоятельную работу учащихся, проводить семинарские занятия, консультации.
Слайд 16Дифференциация – это такая система обучения, которая ставит своей целью создание
оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей; она характеризуется формированием групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств, среди которых основными являются обучаемость, обученность, познавательный интерес; кроме того, имеется ряд специфических факторов (состояние здоровья, домашние воспитательные условия и т. д.).
Слайд 17Цель дифференциации процесса обучения –
обеспечить каждому ученику условия для максимального развития
его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Слайд 18
Классификация
форм дифференцированного обучения в современной практике
Формы дифференцированного обучения
Виды дифференцированного обучения
Уровни
дифференцированного обучения
Слайд 19Виды дифференцированного обучения
Традиционно: по общим и специальным возможностям; по интересам,
склонностям; по проектируемой профессии.
По национальному признаку.
По религиозной принадлежности.
По социальному и имущественному положению родителей.
По психофизиологическим особенностям человека.
Слайд 20Уровни дифференциации обучения
1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам
детей внутри класса;
2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется
внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
3-й макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ.
Слайд 21Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл.
Дифференцированное обучение – процесс
обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.
Слайд 22
Индивидуально-
дифференцированный
подход
Уровневая дифференциация заданий, методов, способов взаимодействия
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка
Слайд 23
Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются
Слайд 24Индивидуально-дифференцированный подход к детям
осуществляется поэтапно:
1) Изучение индивидуальных особенностей детей;
2) выявление причин этих особенностей;
3) Составление характеристик на отдельных детей или на подгруппы со сходными характеристиками;
Слайд 25
4) Разработка программы воспитания и обучения в соответствии с этими характеристиками;
5)
Реализация этих программ с помощью различных средств, форм и методов;
6) Внесение коррективов в образовательный и воспитательный процессы
Слайд 27Основные аспекты дифференциации
1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании
этих особенностей.
3. Вариативность учебного процесса в группах.
Слайд 28Индивидуальный подход –
это психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается
индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности.
Слайд 29Педагог дифференцирует группу детей на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей
ситуацией развития
Определяет содержание работы с каждой подгруппой
Дозирует по содержанию, объёму, сложности, физическим, психическим, эмоциональным нагрузкам задания и образовательные ситуации
Помощь ребёнку в максимальном развитии
Слайд 30Дифференциация и индивидуализация
Дифференциация – способ организации учебного процесса, при котором учитываются
индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Индивидуализация –это предельный
вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Слайд 31Внутриклассная дифференциация учащихся
задания различного уровня сложности (за счёт привлечения пройденного
материала, усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности)
Слайд 32Внутриклассная дифференциация учащихся
дозирование помощи учителя
• временное облегчение заданий
(разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части – порции),
• задания с письменной инструкцией (указание последовательности действий),
• работа с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение – этап выполнения основного),
• работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом)
Слайд 33Дифференциация и вариативность
Если изменения содержания образования обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно
говорить о дифференцированном обучении.
Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идёт о вариативности в образовании.
Слайд 34Дифференциация и личностно-ориентированное обучение
Дифференциация – одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.
Слайд 35Личностно-ориентированное обучение
предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъектного опыта индивида,
его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности.
Слайд 36Внутренняя дифференциация
по общим способностям и интересам
задания различного уровня сложности, дозирование
помощи учителя, групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний;
право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным.
Слайд 37Работа учащихся по модели
полного усвоения знаний
После изучения темы на уровне
базового содержания материала и сдачи зачёта, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание – с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях.
Слайд 38Дифференциация
по общим способностям на мезоуровне
общеобразовательные,
гимназические ,
лицейские,
коррекционно-развивающие классы,
классы различного
уровня обучения (повышенного, среднего и пониженного уровня)
Слайд 39Для нашего учреждения актуальна
дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям:
учёт скорости протекания нервных
процессов у ученика;
вида памяти;
силы нервной системы.
Слайд 40Дифференциация по интересам и проектируемой профессии на микроуровне
выполнение учениками на
уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.
Слайд 41Дифференциация по интересам
на мезоуровне
выделяются классы с углублённым изучением отдельных
предметов и профильные классы, которые от первых отличаются тем, что углублённо изучается ряд взаимосвязанных предметов, вводятся спецпредметы, спецкурсы, соответствующие профилю
Слайд 42Дифференциация
по частным способностям
различия учащихся по способностям к тем или иным
предметам
При формировании дифференцированных классов по интересам учеников учитываются не только интересы и желания учащихся, но и их способности к изучению данных дисциплин.
Слайд 43Дифференциация
по проектируемой профессии
на мезоуровне
выделяются классы, спрофилированные на определённое высшее
учебное заведение, лицейские классы, гимназические, групповые занятия в школе по подготовке в вуз
Слайд 44Способы включения дифференцированных заданий
в учебный процесс
учитель может дать задание каждому
ученику;
ученики могут сами выбрать задание
1) учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученику, какое задание выбрать;
2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;
3) ученики сами распределяют сложность заданий и сами осуществляют выбор.
Слайд 45Индивидуально-дифференцированный подход
и дети с НОДА
Слайд 46Принцип дифференцированного
и индивидуального подхода
Благодаря индивидуальному подходу
становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы
Слайд 47Разработать тактику обучения и воспитания ребенка с НОДА можно только на
основе знаний, о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка. Как правило, их заболевания (это ДЦП, прогрессирующие нервно-мышечные заболевания и др.) препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме.
Слайд 48Даже если ребенок имеет сохранный интеллект, все равно развитие идёт в
дефицитарных условиях, что отражается на психике.
Слайд 49Все психические процессы детей с НОДА имеют ряд общих особенностей, таких
как:
- нарушение активного произвольного внимания, которое отрицательно сказывается на функционировании всей познавательной системы ребенка;
- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
Слайд 50Познавательная сфера ребёнка с НОДА
Нарушение зрительного, пространственного,
слухового восприятия
Нарушение
в формировании образной
памяти
Задержка в речевом развитии
Слайд 51Практико-ориентированные рекомендации для педагогов при работе с детьми с НОДА
перед началом
обучения необходимо изучить клинико-психолого-педагогический статус ребёнка, предоставленный ПМПК;
обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий;
На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку!
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию;
Слайд 52Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны
с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Т.к. темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий и категорически исключить задания на время.
Слайд 53
Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на всех этапах урока.
1.
Опрос
карточки различной степени сложности, тесты нескольких уровней. Можно использовать для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.
Слайд 54
2. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала можно ставить проблемные вопросы,
чтобы на них отвечали сильные дети, остальным ученикам предлагать ответить на вопросы, известные из раннее изученного. Слабые повторяют за сильными.
Слайд 553. Закрепление нового материала
Дифференцируются вопросы на закрепление.
Проводятся самостоятельные работы разного уровня
сложности. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп и отдельных детей даётся различное.
Можно формировать пары:
сильный-слабый. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
Слайд 564. Домашнее задание
Учителем разрабатываются варианты дифференцированных заданий.
Слайд 57
Обучение каждого ребенка
с НОДА должно
происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Слайд 58Итак, дифференцированное обучение
- наиболее трудный вид работы. Он требует
от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации.
Слайд 59 Дифференцированный и индивидуальный подход,
а так же
создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше развиваться, усваивать общешкольную программу, социализироваться.
Слайд 60Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в
учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
Слайд 61выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. Каждая группа учеников,
имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. В этом случае речь идет о дифференцированном обучении.
Слайд 62Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят:
по степени
умственного развития, работоспособности. Теоретики считают:
по степени помощи ребенку.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Слайд 63Дифференцированный подход включает:
Отказ от ориентировки на среднего ребенка
Поиск лучших качеств личности,
способностей, направленностей;
Прогнозирование результатов образовательной деятельности
Конструирование индивидуальных программ развития ребенка
Слайд 64Специфика дифференцированного обучения –
учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и
организация вариативного учебного процесса в этих группах.
Слайд 65
Классификация
форм дифференцированного обучения в современной практике
Формы дифференцированного обучения
Виды дифференцированного обучения
Уровни
дифференцированного обучения
Слайд 66Виды дифференцированного обучения
Традиционно: по общим и специальным возможностям; по интересам,
склонностям; по проектируемой профессии.
По национальному признаку.
По религиозной принадлежности.
По социальному и имущественному положению родителей.
По психофизиологическим особенностям человека.
Слайд 67Уровни дифференциации обучения
1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам
детей внутри класса;
2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
3-й макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ.
Слайд 68Уровневая дифференциация
(В.В. Фирсов, В.А. Орлов, В.М. Монахов)
ориентация на минимум содержания
образования
определение содержания образования, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях
право и возможность ученика самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал
учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный, знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь на каждом уровне
Слайд 71Таким образом, специально организуя учебную деятельность, можно добиться эффективного усвоения знаний
и тем самым повысить качество образования.