Слайд 1«Образовательное событие как форма интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся»
Составила:
Вахнина Татьяна
Сергеевна, учитель математики, физики, МБОУ «Ракуло- Кокшеньгская
ОШ № 9» Вельский район
Архангельская область
Слайд 2Главное предназначение школы – качественное образование
Содержание предметных областей изменить
нельзя, поэтому необходимы изменения соотношения урочных и внеурочных форм организации урока: это значит, что 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных внеурочных формах:
Слайд 3 внеурочные формы
учебное (предметное) исследование и учебные
(предметные) проекты, предполагающие авторское действие с учебным материалом, освоение иных видов деятельности
конференция - аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской или творческой деятельности, представления «продуктов» и результатов
образовательная экскурсия – внеаудиторное занятие, при котором ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью
погружения - аудиторное занятие, направленное на освоение разнообразных форм учебной работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа
лаборатории и творческие мастерские — аудиторное занятие, направленное на расширение знаний, формирование умения пользоваться ими, проводить элементарные исследования, работать с научно-популярной литературой, помощь учащимся в ликвидации трудностей и проблем в процессе деятельности
Слайд 4 внеурочные формы
художественное и театральное творчество
- аудиторное занятие, способствующее развитию творческих способностей учащихся, умению вести себя свободно, быть коммуникабельным
событийность (квест-игра, флеш-моб, игры, состязания и др.) – нестандартная «игровая» форма проведения аудиторного занятия, направленная, в зависимости от предназначения, на закрепление или получение нового знания, нового опыта путем коллективного или самостоятельного открытия, развитие познавательного интереса, повышение интереса к предметной области, приобретение социального опыта взаимодействия взрослых с детьми, разновозрастного взаимодействия
образовательное путешествие - это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира
Слайд 5Образовательное событие по
Б. Д. Эльконину
В событийном подходе единицей проектирования выступает
образовательное событие.
«Образовательное событие- специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания». Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Слайд 6Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования.
Событие не является
следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности.
Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.
Слайд 7Сущность образовательного события
организуются специальные условия для детского действия, в результате
которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности
Слайд 8Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается как относительно самостоятельная
цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
Слайд 9\
В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:
Поставленная перед ребенком задача
должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события оно не только не заканчивается, а продолжается - рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.
Слайд 10
Этапы организации образовательных событий:
1 этап
– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются
в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,
2 этап
– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.
Слайд 11
Этапы организации образовательных событий:
3 этап
– подготовка к образовательному событию.
В процессе подготовки
к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап
– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.
5 этап
– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Слайд 12Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность
педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Слайд 13 Подготовительный этап
(3 недели)
Определение темы, цели, задач образовательного события.
Планирование образовательного события.
Распределение участников события по группам.
Составление планов мини-проектов по группам.
Подготовительная работа в группах с участниками события.
Слайд 14Обоснование интегративных возможностей образовательного события
1. В ходе реализации образовательного события используется
технология проектного обучения.
2. Образовательное событие способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательное событие формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательное событие позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательное событие способствуют повышению мотивации учителя к педагогической деятельности, а ученика к обучению.
6. Образовательное событие развивает творческое отношение к собственной деятельности, даёт возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательное событие способствуют успешной социализации личности.
Слайд 15Что является мерилом «событийности»?
Важно: если это действительно образовательное событие, то формально
оно закончилось, а в голове остается очень долго.
Важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать образовательным событием.
Важно: нельзя повторить событие (если какое-то событие было как событие – его повторить нельзя), но можно повторить переживание».
Слайд 16Организация и проведение образовательных событий обеспечивает:
расширение предметного содержания;
мотивацию на учебную
деятельность;
создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
воспитание уважительного отношения к традициям.
Слайд 18Литература
Иванова Елена Николаевна Образовательное событие как тьютерская технология индивидуализации образовательного процесса
//
http://lyceum44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69
Эльконин Б.Д. Психология развития //
http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm#Титул