Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сагайдаченская основная общеобразовательная школа»
Обобщение педагогического опыта
Тема «Организация
здоровьесберегающей среды на уроках русского языка, как средства развития познавательной активности учащихся»
Автор: Чурсина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Актуальность исследования связана не только с необходимостью сохранения и укрепления здоровья
школьников в образовательном процессе, но и с повышением результативности учебно-воспитательного процесса в школе.
Слайд 3противоречий между:
возросшей в современных условиях значимостью сохранения и укрепления состояния здоровья
учащихся и нарастающей интенсификацией учебного процесса, нерациональной организацией учебной деятельности;
потребностями школы в необходимости изменения подхода к формированию здорового образа жизни детей и отсутствием конкретных методических рекомендаций по организации здоровьесберегающей среды в преподавании предметных дисциплин;
провозглашением здоровьесберегающего обучения одним из приоритетных направлений образовательного процесса и недостаточным вниманием к нему со стороны учителя.
Слайд 4
Проблема исследования:
каковы педагогические условия эффективной организации здоровьесберегающей среды на уроках
русского языка.
Объект исследования:
здоровьесберегающее обучение в средних классах.
Предмет исследования:
процесс организации здоровьесберегающей среды на уроках русского языка в средних классах.
Слайд 5Задачи исследования:
изучить педагогическую и методическую литературу и выяснить степень разработанности
исследуемой темы;
проанализировать имеющийся в школьной практике опыт;
организовать опытно-экспериментальную работу по предмету исследования.
Слайд 6Гипотеза: организация здоровьесберегающей среды на уроках русского языка будет эффективной, если:
учитель осознает значимость здоровьесберегающего обучения для среднего школьного возраста и ежедневно использует здоровьесберегающие методы и приемы в соответствии со структурой и дидактическими целями учебного процесса;
при подборе дидактического материала учитываются индивидуальные особенности учащихся, а также изучаемая тема на уроке;
обеспечивается атмосфера доброжелательности, внимательного отношения к эмоциональному и физическому состоянию учащихся с целью предупреждения утомляемости учащихся во время учебных занятий;
учащиеся выражают ценностное отношение к своему здоровью и активизируют приобретаемые знания и умения здоровьесберегающей направленности в практике жизнедеятельности.
Слайд 7
Методы исследования:
- изучение теории вопроса;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- изучение
медицинских документов;
- моделирование учебного процесса;
- эксперимент.
База исследования:
МБОУ «Сагайдаченская ООШ»
Белгородской области Прохоровского района село Сагайдачное
Слайд 8Этапы исследования:
Изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования.
Поиск
педагогических условий и разработка методов активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы исследования.
Проведение контрольного этапа эксперимента, подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования.
Слайд 9Гимнастика для глаз по методу
Г. А. Шичко
Круг
Представить себе большой круг.
Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Слайд 10Упражнения для формирования правильной осанки:
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и
вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим – вертим головою,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Слайд 11Упражнения для пальце рук
Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Слайд 12Упражнения для пальце рук
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Слайд 13На современном этапе образования использование приёмов, обеспечивающих оптимальную здоровьесберегающую среду, позволяет
сделать учебный процесс более эффективным, поскольку снижает утомляемость, повышает эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.