Слайд 1ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Подготовила:
Педагог- психолог
Кудлай В.М.
Слайд 2“Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применение
своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли”.
Эрих Фром “Искусство любви”
Слайд 3
Дети «группы риска» - это такая категория учащихся, которые в силу личностных, социальных
или физических особенностей подвержены большему риску развития психологической или социальной дезадаптации .
Задачи, которые мы ставим перед собой, состоят не в очередном рассмотрении и классификации форм девиантного поведения, причин его возникновения. А в поиске оптимальной модели, системы работы с такой категорией детей.
Слайд 4Основные задачи деятельности психологической службы школы :
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, индивидуального
подхода к каждому ребенку на основе его всестороннего психолого-педагогического изучения;
Повышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса : учеников, учителей, родителей;
Психологическое обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, создание условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;
Профилактика, психологическая и социально-педагогическая коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Слайд 5Изучение
адаптации первоклассников
Изучение адаптации учащихся при переходе в среднюю школу
Помощь
детям
в кризисных ситуациях
Работа
с детьми с ОВЗ
Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
Психологическая поддержка учителей
Просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива
Исследования по запросу администрации, учителей, родителей Методическая робота
Профориентация старшеклассников
Изучение личностных особенностей учащихся
Профилактика девиантного поведения
Профилактика аддиктивного поведения
Психодиагностика
Коррекционно-развивающая работа Консультационная помощь
Тематические беседы
Психолого-педагогические семинары
Адресная помощь детям
в кризисных ситуациях
Учебные занятия
Приоритетные направления работы
социально-психологической службы
Слайд 6
Факторы отбора детей в группу риска
(по личностным показателям)
Агрессия(вербальная или физическая)
Курение, употребление
алкогольных или наркотических веществ;
Склонность к конфликтам;
Замкнутость, скрытность;
Неумение позаботиться о себе, плохая ориентация в окружающей среде;
Чрезмерная тяга к доминированию, игнорирование интересов других;
Чрезмерный альтруизм, податливость, неумение отказать, сказать нет;
Склонность к тревожности, обидчивость;
Чрезмерная категоричность, максимализм, или всё хорошо, или всё плохо;
Колебания эмоционального состояния, то слишком радостный, то слишком грустный, унылый;
Импульсивность реакций,
Склонность к рискованным поступкам;
Недостатки в развитии интеллектуальной сферы;
Ранняя взрослая жизнь;
Неадекватная самооценка;
Негативные ценностные ориентации.
Слайд 7
Факторы отбора детей
в группу риска
(по внешним показателям)
Неблагоприятная обстановка в
семье;
Вхождение в сомнительные группы и организации;
Изолированность от коллектива;
Пропуски занятий без уважительной причины;
Разлука с родителями (командировки, работа, чрезмерная занятость).
Слайд 8
С чего мы начинаем нашу работу
с детьми «группы риска»?
Что может
сделать школа
для предупреждения возникновения
девиаций у учащихся?
Слайд 9
Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей
и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Классный руководитель, психолог, социальный педагог, администрация школы.
Слайд 10Схема сбора информации:
беседа с учителями, которые преподают в этом классе,
с целью изучения характера поведения учеников во время урока;
беседа с родителями;
изучение особенностей психофизиологического развития ребенка;
изучение данных об успеваемости ученика, анализ учебных проблем;
изучение особенностей статуса ребёнка в ученическом коллективе (социометрическое исследование, наблюдение).
Слайд 11
Работа психолога
В своей работе психолог должен использовать такие
методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, «Портрет семьи», незаконченные предложения и др.).Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя и учителя. Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер межличностных отношений, особенности защитных механизмов. Так же необходимо изучить личностную сферу ребёнка,с целью определения типа темперамента, факторов тревожности , агрессивности и др. Педагог - психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги.
Слайд 12
Работа социального педагога
Он должен изучать совместно с педагогом
- психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Слайд 13
Работа классного руководителя
Классные руководители должны находиться в тесном
сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения детей этой категории в коллектив.
Слайд 14
Общие правила,
которые необходимо соблюдать
в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Слайд 15
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется
рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Слайд 16
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с
семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Слайд 17
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы
риска"
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Слайд 18Несложные расстройства нервной системы, задержка психического развития, разные виды акцентуации.
Внутрисемейные конфликты
- ребенок в семье является средством решения родительских конфликтов.
Отсутствие полноценной полной семьи.
Неблагоприятная микросоциальная среда, отсутствие воспитания ребенка дома (семья с активной аморальной направленностью, семьи с низким воспитательным потенциалом, неправильные воспитательные позиции матери или отца).
Отсутствие ранней психолого-педагогической диагностики отклонений в поведении.
Несвоевременное выявление у ребенка как позитивных, так и негативных качеств.
Отсутствие защиты и предоставления помощи ребенку в процессе ее развития.
Потеря интереса к школе. Результат – низкая успеваемость.
Несостоятельность социально принятыми средствами компенсировать свою социальную дезадаптацию.
Трудности адаптации к школьной жизни.
Причины появления нарушений поведения
Слайд 19
Созидательные педагогические приемы,
содействующие улучшению взаимоотношений
между педагогом и ребёнком,
установлению душевного контакта.
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"авансирование" личности – предоставление ребёнку определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита ребёнка от обвинения коллектива;
прощение; проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.
Слайд 20
Приемы,
способствующие формированию у детей
правильного поведения
убеждение и личный пример. Убеждение
– это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
нравственное упражнение.
Слайд 21
Приемы,
построенные на понимании
динамики чувств и интересов ученика
опосредование. Педагог достигает желаемых
изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
фланговый подход. Педагог обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
активизация сокровенных чувств ребёнка. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Слайд 22
Прямые и косвенные, тормозящие приемы
констатация поступка. Прямая констатация поступка – это
высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
предупреждение;
проявление возмущения.
Слайд 23Сравнительная характеристика
основных направлений деятельности
практического психолога и социального педагога
Слайд 26
Мудрые слова подросткам
1. Не бойся делать то, что не умеешь и
чему тебя не учили.
2. Упал – начни сначала.
3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
4. В поисках истины свойственно ушибаться!
5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.
8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.
11. Всем людям свойственно ошибаться!