Слайд 2Кирилл и Мефодий.
Они придумали славянскую азбуку и перевели на русский язык
Библию с греческого языка .
Слайд 3А вот и старо-
славянская азбука!
Сегодня мы будем её учить и учиться
составлять слова !
Слайд 13Эксклюзивная занятная запоминалочка
нашего старинного алфавита !
Читать быстро и несколько раз.
Слайд 14 Аннушка, Бабушка Вам Говорила
– Дедушка Ездил Жениться Зимой!
И Кла-а-анялся:
Лидушке, Милушке,
Нинушке, Олюшке, Полюшке.
Рыжа Собака Торчит У ворот,
Филин Хлопочет,
Царь Читает:
Ш,Щ,
Э,Ю,Я.
Слайд 15А теперь попробуем составить слова из старинного русского алфавита .
Слайд 16Составляем слова таким образом : Берём букву из алфавита и озвучиваем
его.
Озвучивание передавало истинный смысл слова. Учили не только буквы но и их скрытый смысл.
д
Добро́
о
Онъ
м
Мысле́те
Слайд 17Обратите внимание! Слова составлялись вертикально ,чтобы их легче было озвучить и
передать смысл слова.
м
Мысле́те
а
Азъ
л
Лю́ди
ы
Еры́
ш
Ша
Слайд 18Фразы азбуки составляют небольшой текст — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку.
Это
свидетельствует о том, что создатели азбуки уже самую первую надпись превратили в учебное наставление, где изложены основные принципы овладения языком вместе с моральными принципами.
******************************
Слайд 19Азъ — «я».
Буки (букы) — «буквы, письмена».
Веди (веде) — «познал», совершенное
прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.
Объединяя названия первых трех букв азбуки, получаем следующее: «азъ буки веде» — «я знаю буквы».
**************************************************************************
Слайд 20Глаголъ — «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
Добро —
«достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) — третье лицо единственного числа от глагола «быть».
Читаем: «глаголъ добро есте» — «слово — это достояние».
******************************
******************************
Слайд 21Живите — повелительное наклонение, множественное число от «жить» — «жить в
труде, а не прозябать».
Зело — «усердно, со рвением» (ср. англ. zeal — упорный, ревностный, jealous — ревнивый, а также библейское имя Зелот — «ревнитель»).
Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне».
И — союз «и».
Иже — «те, которые, они же».
Како — «как», «подобно».
Люди — «существа разумные».
Читаем: «живите зело, земля, и иже како люди» — «живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям».
**************************************
**************************************
Слайд 22
Мыслите — повелительное наклонение, множественное число от «мыслить, постигать разумом».
Нашъ —
«наш» в обычном значении.
Онъ — «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) — «основа (мироздания)». Сравнение- «покоиться» — «основываться на чем-либо».
Читаем: «мыслите нашъ онъ покои» — «постигайте наше мироздание».
*****************************************************************
Слайд 23Рцы (рци) — повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Сравнение- «речь».
Слово
— «передающее знание».
Твердо — «уверенно, убежденно».
Читаем: «рцы слово твердо» — «неси знание убежденно».
***************************
***************************
Слайд 24Укъ — основа знания, доктрина. Сравнение - наука, учить, навык, обычай.
Фертъ,
ф(ъ)ретъ — «оплодотворяет».
ХЪръ — «божественный, данный свыше» (ср. нем. herr — господин, Бог, англ. hero — герой, а также русское имя Бога — Хорс).
Читаем: «укъ фъретъ ХЪръ» — «знание оплодотворяет Всевышний»,
«знание — дар Божий».
***********************************
***********************************
Слайд 25
Цы (ци, цти) — «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) — «тот,
кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) — «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь» возник позднее из «iъ» (именно так письменно отображалась вплоть до XX в. буква «ять»).
Юсъ (юс малый) — «свет», старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) — «постичь, иметь».
«Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» расшифровывается как
«Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!»
*********************************************
*********************************************
Слайд 26Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание:
«Азъ буки веде. Глаголъ
добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ ХЪръ. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» И если придать этому посланию современное звучание, получится примерно так:
Слайд 27Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
как подобает разумным людям.
Постигайте
мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Слайд 29П
Поко́й
а
Азъ
п
Поко́й
а
Азъ
М
Мысле́те
а
Азъ
м
Мысле́те
а
Азъ
Слайд 30У
у
ч
Червь
и
И́же
т
Тве́рдо
е
Есть
л
Лю́ди
ь
Ерь
С
Сло́во
е
Есть
м
Мысле́те
ь
Ерь
я
я
Слайд 31А теперь составьте слова самостоятельно и вы поймёте
скрытый смысл слова….
Парень
Девушка
Природа
Слайд 32«Глаголь: Добро Есть!», «Рцы Слово Твёрдо!»
Так обучали и воспитывали наших
предков в течение многих веков вплоть до революции 1917 года.
Слайд 33Наш современный алфавит .Он открывает нам чудесный мир книги.
Слайд 34***************************
Старославянская азбука стала историей.
Но наши предки старались до нас донести смысл
нашего существования.
******************************
Ученье –свет!
Не ученье –тьма !