Слайд 1
Федеральный закон
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Слайд 2Историческое и современное состояние проблемы
В 70-90г.г. 20 века профилактике правонарушений,
и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Власти в
центре и на местах курировали
и направляли эту активность.
Слайд 3Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными
к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.
Слайд 4Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях. В рамках
системы МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней идеологии и политики
Слайд 5В настоящее время, в современной России такой системы нет вовсе. Ее
здание разрушено не до фундамента, а начиная с фундамента. Известные процессы 90-х годов разметали те формальные и неформальные структуры, которые занимались хорошо или плохо предупредительной деятельностью "на местах", и в первую очередь – индивидуальной профилактикой преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи.
Слайд 6В результате оказался недопустимо
ослабленным профилактический
потенциал государства,
обозначилась
опасность дезорганизации
социального контроля над
преступностью.
Слайд 7Современный этап
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался
с изменением и принятием нового закона в этом направлении .
ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
от 24.06. 1999г. № 120.
Слайд 8Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития
существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 9Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов
предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.
Слайд 10За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла
в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.
Слайд 11Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них
- насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Слайд 12 Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о
том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Слайд 13Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых
и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Слайд 14 Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:
содействие
ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Слайд 15Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа,
основания проведения такой работы.
Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в данной области , учреждений и органов, осуществляющих данную деятельность.
Слайд 16Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.
Слайд 17Согласно ст.1 Федерального Закона № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа – деятельность
по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Слайд 18несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль
за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
Слайд 19беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо
не отвечающей
требованиям к
его воспитанию
или содержанию,
либо совершает
правонарушение
или антиобществен-
ные действия;
Слайд 20Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1.1)
безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
Слайд 21
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо
употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
Слайд 227) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в
связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
Слайд 239) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны
меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
Слайд 2412) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
Слайд 25
13) осужденных за совершение преступления небольшой или сред. тяжести и освобожденных
судом от наказания с прим. принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Слайд 26Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа
1. Несовершеннолетним, их
родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Слайд 27 ПАМЯТКА :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо
информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
Слайд 28Система профилактики
КДН и ЗП
Органы и управлен.
соц.защиты
Органы и управлен.
образования
Органы опеки
и попечительства
Органы
внутренних дел
Службы
занятости
Органы и управлен.
здравоохранения
Органы и управлен.
по делам молодежи
Слайд 29Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
предупреждение
безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Слайд 30
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными
возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
постановка на внутришкольный профилактический учёт детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в учёбе;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов, планов профилактики и коррекции поведения несовершеннолетних;
- привлечение необходимых специалистов для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
Слайд 31
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих
или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- разработка системы ежедневного учёта детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребёнка в школе и принятие оперативных мер по его возвращению;
- обеспечение максимального охвата детей дополнительным образованием;
- разработка мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организация деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение «родительского всеобуча», мероприятий по профилактике семейного неблагополучия.
Слайд 32
выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь
в обучении и воспитании детей;
- выявление несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определение условий их проживания;
организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов совместно с ПДН, КДНиЗП, органами опеки, социальной защиты;
- создание банка данных неблагополучных семей и семей группы риска;
создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью группы риска;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении, организация бесплатного питания;
Слайд 33
обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных
кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям детей, требующих особого педагогического внимания;
- мониторинг посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, занятий в студиях;
- обеспечение занятости детей группы риска в каникулярное время.
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
организация мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся;
- включение в учебный план предметов, образовательных , направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
Слайд 34
участие школьников в проектах, конкурсах, акциях, направленных на формирование гражданско-правового сознания;
-
проведение внеклассных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования;
проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, размещение специальных информационных стендов, посвящённых аспектам гражданско-правовой культуры.
Слайд 35Заключение
Государство обеспечивает свою безопасность всей совокупной мощью, то есть обеспечение национальной
безопасности – долг всех государственных органов, а не отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознавали свою обязательную
сопричастность к решению
проблем обеспечения
Слайд 36Заключение
национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на силовые
структуры. Конечная цель обеспечения безопасности является предупреждение преступности в целом и молодежной среде в частности.