Слайд 1Особенности
поколения Z
и
поколения Альфа.
Слайд 2«Теория поколений»
«Теория поколений», созданная в конце 20 века, предполагает, что у
людей, которые родились в одно время, пережили похожий опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений.
Слайд 3Примерно раз в 20 лет в мире рождается поколение людей с
совершенно иным набором ценностей ( открыли экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мировой таймлайн поколений
____________________________________________________________________________
1900 - 1923
1923 - 1943
1943 - 1963
1964 - 1984
1984 – 2000*
с 2000*
«молчаливое» поколение
«неизвестное»/
«тринадцатое» поколение
(Х - Икс)
поколение Z
поколение строителей/
победителей, в
некторых источниках – «величайшее» поколение
поколение
беби-бумеров
поколение Миллениум,
Next (следующее),или
поколение Сети
(Y-Игрек)
* Точные данные расходятся
Теория поколений
Слайд 4Психологические особенности поколения Z.
Поколение Z (Generation Z,
Generation M, Net Generation, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение). Годы рождения начиная с 2001-2003 года по разным источникам.
Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z. Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию.
Слайд 5Отличие Z от предыдущих поколений.
Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся
в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»).
Слайд 6Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались
телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения.
Слайд 7Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет.
Из этой специфики
вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной.
Слайд 8Поколение Z
Они:
«клиповое мышление»
гиперактивны
Склонность к аутизации
Слайд 9Поколение Z
Клиповость- это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством
короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде».
Клиповое мышление
Слайд 10Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении
информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.
В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Часто после произнесенной (написанной) фразы, человек не пытается понять ее целиком, а выхватывает кусок-раздражитель, на который у него уже готов заранее ответ.
Слайд 11Поколение Z
Гиперактивность как результат клипового сознания
Клиповое мышление обладает не только недостатками
— это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен поколению «Z», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, - их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Слайд 12Поколение Z
Речь идет об аутизме не
в виде расстройства, а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества.
Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.
Склонность к аутизации
Слайд 13Неблагоприятной тенденцией выступает рост одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, рост
тревожности, усугублённой чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошённости, растерянности, неверия в себя.
Слайд 14Положительные черты: у всей популяции современных
детей повышается уровень интеллекта.
Увеличивается категория одарённых
детей.
Среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей (лидеры), и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах (художественно одарённые дети), и дети, обладающие двигательным талантом (спортсмены).
Слайд 15ЧЕМ ЖЕ ПОКОЛЕНИЕ Z БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ?
Чем дальше, тем больше будет заметна социально-психологическая поляризация, расслоение молодёжи: расслоение интеллектуально-культурное, а не экономическое.
Большая часть нового поколения становиться «рабами общественного мнения», точнее — рабами Интернета.
Слайд 16 По сравнению с предыдущими поколениями,
у новой молодёжи ещё больше
обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий.
Исчезает традиционная семья.
Слайд 17“Шпаргалки поколения Z : как воспитывать новое поколение?”
Слайд 18Поколение Z
У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем
долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информациии. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти
Важно
Слайд 19Как воспитывать современных детей?
Не усердствовать с запретами
Не отгораживать от
информации, а помогать систематизировать
Поощрять стремление к самореализации
Не поучать фразами типа «Я в твои годы»
Делиться своими представлениями о жизни
Уважать его мнение
Поддерживать отношения «на равных»
Вникать в их интересы, учиться у них
Поддерживать авторитет других взрослых (напр. учителей)
Помогать «остаться в реальности» (избегать компьютерной зависимости)
Поощрять успехи
Слайд 20Рекомендации родителям поколения Z:
• Говорите о своих требованиях коротко и четко.
Используйте « Я- Сообщения» в процессе воспитания.
• Ставьте лайки. Чаще хвалите. Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
• Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей.
Слайд 21• Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили,
но очень любят учиться.
• Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.
Слайд 22• Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до
него какие-то истины. Под качественным общением мы понимаем не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры — без нравоучений, на равных.
• Научите подростка адекватно оценивать ситуацию. Он должен понимать, когда можно “прогнуть” систему под свои условия, а когда это будет чистой воды эгоизмом.
Слайд 23• Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека,
с такими же убеждениями, установками и взглядами как у вас. Примите как факт — он другой, он в чем-то лучше вас. Помогите ему войти во взрослую жизнь, поделитесь своим опытом и присмотритесь повнимательнее — возможно, вам тоже есть чему поучиться у него.
• Станьте Интернет-гуру для ребенка. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.
Слайд 24Не забывайте, что молодежь во все времена ругали, мол, не такие, как раньше. Вспомним даже
«Бородино» Лермонтова:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!»
Помните, у молодежи есть масса преимуществ (вера в себя, рискованность, свежесть восприятия), научитесь их видеть, а главное использовать.
Слайд 25Малыши, родившиеся после 2010 года, имеют особый характер и особую миссию.
Считается, что примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями.
И вот теперь заговорили об особенном поколении Альфа. О детях, которые попали в вихрь стремительного развития технологий и социальных изменений. Их воспитывают родители из поколений X и Y. Многие мамы родили этих малышей уже после 30-40 лет.
Слайд 26Время Альфа – это период ярких, творческих, гармонично развитых самодостаточных личностей,
которые способны достичь высшей реализации и позитивно повлиять на мир вокруг себя!..
Слайд 27Задача родителей – помочь ему найти то, что его радует, вдохновляет
и мотивирует. Он умеет воспринимать большие объемы информации, чувствителен, раним и не терпит насилия: ни физического, ни морального. Родителям следует учиться договариваться с ним – командные методы уже не работают. Крик и шлепки придется оставить в прошлом.
Слайд 28Люди из поколения Альфа гораздо менее подвержены влиянию формальных правил. Для
них важно быть не в системе, а в потоке. Они склонны к самодисциплине, а не к контролю извне.
Слайд 29Дети поколения Альфа станут движущей силой прогресса в нашем столетии. Они более
уравновешенные, позитивные, менее агрессивные. И будут стараться примыкать уже не к структурам, конфессиям и организациям, а к образу жизни и мыслей.
Они зависимы от технологий, заняты несколькими делами, очень мобильны.
Слайд 30Источники информации:
http://rugenerations.livejournal.com/1081.html
http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений
http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=77633
http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm
http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=77633
http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/05/Зайцева.pdf
http://www.trainings.ru/library/dictionary/teoriyapocoleniy/
http://hr.superjob.ru/vnutrennie-kommunikacii/kak-upravlyat-pokoleniem-z-12-sovetov-kak-najti-obschij-yazyk-s-individualistami-zhivuschimi-v-socsetyah-1244/
http://rugenerations.livejournal.com/1081.html