Слайд 1МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО
– НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 2
Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики,
психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»
Слайд 3
Цель музейной педагогики –
создание условий для развития личности путём включения
её в многообразную деятельность музея
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Слайд 4
Ключевыми понятиями музейной педагогики
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой
научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя процессы пополнения и хранения предметов культуры.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Слайд 5
Направления деятельности музея
Поисково-собирательское.
- Экспозиционное (оформительское).
- Экскурсионное.
- Культурно-массовые мероприятия,
дела.
Слайд 6ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
1.В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм
и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные формы учебного взаимодействия.
2. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
3.Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
4.Комплексность – включение всех типов восприятия;
5.Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Слайд 7
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые,
индивидуальные.
К массовым формам относятся: экскурсии, экспедиции, вечера, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Слайд 8
Групповыми формами
работы являются кружок, издание газет и журналов, составление видеофильмов,
создание музейных экскурсионных маршрутов . Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Слайд 9
Индивидуальная работа
Предполагает поисковую работу , подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний,
наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Слайд 10
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в
музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, уроки памяти, урок-презентация;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Слайд 11
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и
помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Слайд 12Устный журнал «Национальные краски полуострова»
Слайд 13Встреча в музее
«Мы вспоминаем о войне»
Слайд 15УРОК-ЭКСКУРСИЯ
«ШКОЛА, В КОТОРОЙ Я УЧУСЬ»
Слайд 16Встреча.
Воспоминания о депортации