Презентация, доклад Мотивация учебной деятельности

Содержание

МотивацияТермин от слова «Мотив» – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков(предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – все то, в чем нашла воплощение потребность)

Слайд 1Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова Педагогические чтения на тему «Качество освоения

ППССЗ как фактор успешного воспитания музыканта-педагога и исполнителя» 18 мая 2016 года

Доклад на тему
 
«Мотивация учебной деятельности»

Автор: Давлетова Р.Р.

Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова Педагогические чтения на тему «Качество освоения ППССЗ как фактор успешного

Слайд 2Мотивация
Термин от слова «Мотив» –
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребности;
осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков
(предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – все то, в чем нашла воплощение потребность)

МотивацияТермин от слова «Мотив» – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор

Слайд 3Николай Игнатьевич Конюхов – доктор психологических наук, профессор

«Словарь – справочник по

психологии»

Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение.

Николай Игнатьевич Конюхов  – доктор психологических наук, профессор«Словарь – справочник по психологии»Мотивация – совокупность стойких мотив,

Слайд 4Константин Константинович Платонов – отечественный психолог
«Краткий словарь системы психологических понятий»
Мотивация – процесс

действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, опреде-ляющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания.

Константин Константинович Платонов – отечественный психолог«Краткий словарь системы психологических понятий»Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов

Слайд 5Герберт Розенфильд
Контент-категории (факторы) мотивации учения:
Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности

или без интереса к преподаваемому предмету
Обучение без личных интересов и выгод
Обучение для социальной идентификации
Обучение ради успеха или из-за боязни неудач
Обучение по принуждению или под давлением
Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще-принятых нормах
Обучение для достижения цели в обыденной жизни
Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях
Герберт РозенфильдКонтент-категории (факторы) мотивации учения:Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предметуОбучение

Слайд 6Герберт Розенфильд
Высоко оценивают мотивы:
«хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу»
«хочу быть

культурным и развитым»
нравится узнавать новое»
«хочу продолжить образование»
«хочу подготовиться к избранной профессии»
«хочу радостно преодолевать трудности»
Получили меньшие оценки:
«привык быть в числе лучших»
«не хочу быть худшим»
«приятно получать одобрение»
«привык все делать хорошо»
Самая низкая оценка мотива:
«стараюсь избегать неприятностей»

Герберт РозенфильдВысоко оценивают мотивы:«хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу»«хочу быть культурным и развитым»нравится узнавать новое»«хочу продолжить

Слайд 7Мотивация учебной деятельности
Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных

мотивов учебной деятельности
Негативные тенденции:
снижение двигательной и познавательной активности учащихся;
замедление физического и психического развития;
высокий уровень психоэмоционального  напряжения;
и как следствие – происходит снижение показателей в учебе и воспитанности
Мотивация учебной деятельности Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельностиНегативные тенденции: снижение двигательной и

Слайд 9Алексей Николаевич Леонтьев – советский психолог, философ, педагог и организатор науки
-

Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком
- Мотив – побуждение к достижению цели

Алексей Николаевич Леонтьев – советский психолог, философ,  педагог и организатор науки - Цель – это предвидимый

Слайд 10Павел Максимович Якобсон – отечественный психолог, доктор психологических наук
1.Отрицательная мотивация
– побуждения

учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (выговоры, укоры и угрозы со стороны родителей, педагогов).
2.Положительная мотивация, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности
– социальные устремления – воздействие со стороны общества (чувство гражданственного долга, которое обязывает получить образование и стать полноценным гражданином);
– узколичные мотивы: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.
3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности
– удовлетворение любознательности, потребность и приобретение определенных знаний, стремление познавать новое, расширение кругозора.

Павел Максимович Якобсон – отечественный психолог, доктор психологических наук1.Отрицательная мотивация – побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств

Слайд 11 Тип мотивации – условие для формирования положительной мотивации
Мотивация, связанная с результатом

учения:
Условия поддержания – поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
Мотивация, связанная с целью учения:
Условия поддержания – информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.
Мотивация, связанная с процессом учения:
Условия поддержания – живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Тип мотивации – условие для формирования положительной мотивации Мотивация, связанная с результатом учения:Условия поддержания – поощрение,

Слайд 12 Учебные мотивы
Познавательные мотивы:
1. Широкие познавательные мотивы – ориентация обучающихся на овладение новыми

знаниями.
2. Учебно-познавательные мотивы – ориентация учащихся на усвоение способов добывания знаний.
3. Мотивы самообразования – состоят в направленности учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы:
1. Широкие социальные мотивы – стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.
2. Узкие социальные (позиционные мотивы) – стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
3. Мотивы социального сотрудничества – желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и другими ребятами, совершенствовать их.

Учебные мотивы Познавательные мотивы:1. Широкие познавательные мотивы – ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями. 2. Учебно-познавательные мотивы –

Слайд 13Анатолий Иванович Гебос
факторы (условия), способствующие формированию положительного мотива к учению:
- осознание ближайших

и конечных целей обучения;
- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
- эмоциональная форма изложения учебного материала;
- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
- профессиональная направленность учебной деятельности;
- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
‑ наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.

Анатолий Иванович Гебосфакторы (условия), способствующие формированию положительного мотива к учению:- осознание ближайших и конечных целей обучения;- осознание теоретической

Слайд 14 Основные факторы формирования устойчивой мотивации
- содержание учебного материала
- организация учебной деятельности
-

коллективные формы учебной деятельности
- оценка учебной деятельности
- стиль педагогической деятельности педагога

Основные факторы формирования  устойчивой мотивации - содержание учебного материала- организация учебной деятельности- коллективные формы учебной

Слайд 15 Роль оценки в мотивации Б.Г. Ананьев «Психология педагогической оценки»
Исходные:
отсутствие

оценки (неоценивание одного при одновре-менном оценивании других)
опосредованная (оценка одного учащегося через оценку другого)
- неопределенная оценка
Отрицательные:
- замечание,
- отрицание,
- порицание
Положительные:
согласие,
одобрение,
- ободрение
Роль оценки в мотивации  Б.Г. Ананьев «Психология педагогической оценки»  Исходные: отсутствие оценки (неоценивание одного

Слайд 16 Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися
1. Показ достижений и недостатков в

развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения преподавателя  к ученику, группе, высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем  собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к своему предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в группе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия

Слайд 17 Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися
Авторитарный стиль:
- формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию

учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации.
Демократический стиль:
способствует развитию «внутренней» (интринсивной) мотивации.
Либеральный стиль:
- снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися Авторитарный стиль:- формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи»,

Слайд 18Мотивация – это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной

с удовлетворением определенной потребности

1. Необходимо следить за успешным удовле-творением потребностей учащегося.
2. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка.

Мотивация – это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности 1. Необходимо

Слайд 19 Формы и методы стимулирования мотивации учебной деятельности
Эмоциональные методы:
- поощрение, порицание,

учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые методы:
- предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы:
- развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Формы и методы стимулирования  мотивации учебной деятельности Эмоциональные методы: - поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание

Слайд 20 Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности
Содержание – три основные

группы:
- причинно-следственные связи;
- комбинирование информации;
- планирование и выполнение практической деятельности.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности Содержание – три основные группы: - причинно-следственные

Слайд 21
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть