Слайд 1МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Слайд 2ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ЭПП- это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи
одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭПП
Поддержание психологического и психофизиологического состояния человека;
Оказание помощи при острых
стрессовых реакциях;
Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций;
Предупреждение и прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций;
Консультирование
Слайд 4ЖЕРТВЫ
Задачи психологической помощи при работе с жертвами:
информационная поддержка;
индивидуальная работа с пострадавшими.
Основные
принципы работы:
информирование о том, что помощь идет, какие меры необходимо предпринимать для сохранения и поддержания жизни;
актуализация психологических ресурсов пострадавшего, простраивание перспективы на ближайшее будущее.
Слайд 5ПОСТРАДАВШИЕ
Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:
выявление группы риска;
работа с острыми
стрессовыми реакциями;
создание сети социальной поддержки.
Основные принципы работы:
пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние;
базовый момент помощи - поиск психологического ресурса;
необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);
лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.
Слайд 6ОЧЕВИДЦЫ
Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:
ориентация этих людей на оказание
помощи пострадавшим других групп;
снижение риска возникновения массовых негативных реакций.
Основные принципы работы:
работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией.
привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.
Слайд 7НАБЛЮДАТЕЛИ
Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:
отслеживание вероятности возникновения массовых негативных
реакций.
Основные принципы работы:
выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.
Слайд 8СПЕЦИАЛИСТЫ
Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий
ЧС:
сохранение работоспособности специалистов;
профилактика негативных последствий профессионального стресса.
Основные принципы работы:
приближенность к месту спасательных работ;
безотлагательность
Слайд 9ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ПОМОЩИ
Принцип профессиональной компетентности.
Принцип «не навреди».
Принципом
ответственности.
Принцип честности.
Принцип осведомленности и добровольного согласия.
Принцип конфиденциальности.
Принцип уважения.
Принципом защиты интересов клиента.
Слайд 10ПОМОЩЬ ПРИ СТРАХЕ
Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.
Говорите
о том, чего человек боится.
Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений
Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом.
Слайд 11ПОМОЩЬ ПРИ ТРЕВОГЕ
Постараться разговорить человека
Обеспечить человека необходимой информацией
Попытайтесь занять человека
умственным или физическим трудом
Слайд 12ПОМОЩЬ ПРИ ПЛАЧЕ
Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не
следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет.
Выразить человеку свою поддержку и сочувствие
Слайд 13ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку.
Неожиданно совершите действие, которое
может сильно удивить
Поддерживайте человека
Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном
Дайте человеку возможность отдохнуть.
Слайд 14ПОМОШЬ ПРИ АПАТИИ
Поговорите с человеком.
Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите
удобно устроиться
Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.
Дайте ему возможность поспать или просто полежать.
Слайд 15ПОМОЩЬ ПРИ ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА
Убедите обратиться к специалисту.
Поговорите с
человеком, выслушайте его.
Не осуждайте. Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть.
Не пытайтесь переубедить человека..
Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.
Слайд 16ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ
Постарайтесь найти возможность физически остановить человека.
Заставьте человека
задуматься.
Заставьте почувствовать физическую усталость
Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику.
Слайд 17ПОМОЩЬ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ
Усильте дрожь.
дайте пострадавшему возможность отдохнуть.
Категорически нельзя:
1. Обнимать
пострадавшего или прижимать его к себе.
2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.
3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Слайд 18ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ
Сведите к минимуму количество окружающих,
Дайте пострадавшему возможность
«выпустить пар».
Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
Демонстрируйте благожелательность.
Старайтесь разрядить обстановку, если это уместно.
Слайд 19САМОПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ РЕАКЦИЯХ НА СТРЕСС
Займитесь физическим трудом: переставляйте мебель, убирайте,
работайте в саду.
Сделайте зарядку, совершите пробежку или просто пройдитесь в среднем темпе,
Примите контрастный душ.
Покричите, потопайте ногами, побейте ненужную посуду и т.д.
Дайте волю слезам.
Не употребляйте большое количество алкоголя
Слайд 20ВЫВОД
психолог, работающий с пострадавшими в зоне ЧС, должен иметь высокую квалификацию
и специальную подготовку;
знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки;
учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста.