Слайд 1МЕТОДИКИ Развитие графомоторных
навыков
Презентация подготовлена
учителем начальных классов
Полушкиной О.Б.
Слайд 2Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Слайд 3Массаж пальцев
Ребёнок сам или с
помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Слайд 4Массаж кистей рук с использованием специальные колючих массажные роликов
Слайд 5ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Все упражнения
выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достает красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Слайд 6«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к
столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).
«Зайчик – кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое –
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.
Слайд 9Пальчиковые шаги.
1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала
ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах.
Например:
Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)
Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)
Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)
И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)
2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец;
большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.
Слайд 103 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап
предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки - по нечетной.
4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой - «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук( на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой- большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребѐнка
Слайд 11ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Шнуровка М. МонтессорИ
Слайд 18ШТРИХОВКА
Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом
небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.
Слайд 19дорисовка (по принципу симметрии)
Слайд 23РАСКРАСКА
Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее,
не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.
Слайд 27аппликация из круп
квиллинг
квиллинг из гофрокартона