Слайд 1
!
Меркулова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед
МДОБУ ЦРР – детский сад №
32
«АБВГДейка»
Арсеньевский городской округ
Приморский край
Информационно-коммуникационные
технологии в индивидуальной
работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
(методическая разработка)
Серьёзное образование
для маленьких детей – играючи!
Слайд 2
А вы любите свою работу так, как люблю её я?
В своё
время я сделала правильный шаг, выбрав из множества профессию учителя-логопеда, дефектолога! И вот уже более 40 лет я тороплюсь на встречу с детишками!
Да, это не простые дети! Но кто, если не МЫ, поможет им преодолеть трудности в речевом развитии, овладении новыми знаниями, научит красиво и грамотно говорить, отстаивать своё мнение?
Любовь к детям, к своему делу помогают мне находить новые эффективные приёмы и методы коррекционной работы.
И на данном этапе ИКТ, мультимедийные средства обучения в совокупности с традиционными формами работы стали «витамином успешности» каждого ребёнка!
Слайд 3 Мой опыт работы по использованию современных технологий в
коррекционно-образовательном процессе был представлен программой "ИКТ в работе учителя-логопеда", которая удостоена диплома лауреата конкурсной программы "От знаний к действию, от действия к мысли" (Владивосток, 2011) , диплома Всероссийского фестиваля "Открытый урок" (Москва, 2012), диплома призера II степени Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Профи" (Санкт-Петербург,2015).
Непрерывно повышаю свою компетентность в области применения информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ. Являюсь активным участником вебинаров и мастер-классов с участием ведущих специалистов логопедии, проводимых порталом Мерсибо, проекта "Инфоурок", знакомлюсь с опытом коллег других регионов России и зарубежья, изучаю соответствующую литературу. Мои воспитанники принимают участие в олимпиадах проекта "Инфоурок".
В феврале 2015 года прошла повышение квалификации в ГОАУДПО «Приморский краевой институт развития образования» по дополнительной программе «Интерактивная доска в учебном процессе» (регистрационный номер 1530), в марте 2015 года успешно освоила дополнительную образовательную программу в АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» и прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации «Теория, методика и образовательно-воспитательные технологии дошкольного образования» по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС» (регистрационный номер 9590).
Дети группы характеризуются отклонениями от психофизиологических возрастных особенностей, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Результаты диагностики сентябрь 2015
Уровень знаний
Слайд 6 Результаты диагностик, анамнез детей подтверждают необходимость и
целесообразность активного использования
современных технологий
в индивидуальной работе.
И начинается эта работа буквально с первого этапа - обследования.
Согласно речевым картам созданы игры-презентации для
обследования речи и знаний детей разного возраста, что позволяет в игре
конкретизировать знания детей, познакомиться с возможностями
ребенка, особенностями поведения, уровнем развития учебной
мотивации.
Например: Назови цвет.
Слайд 9Активизация компенсаторных механизмов и достижение оптимальной
коррекции нарушенных функций у детей дошкольного
возраста с ОВЗ
путем использования ИКТ (информационно – коммуникативных
технологий).
Внедрить компьютерные технологии в индивидуальный коррекционно – развивающий процесс с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Развивать базовые психические функции, необходимые для полноценного формирования всех видов речи.
Создать атмосферу психологического комфорта, что способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями.
Цель работы:
Задачи:
Слайд 10Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников – важного условия успешности в школе.
Развитие
индивидуальных психофизических способностей детей.
Качественная индивидуализация обучения детей.
Эффективная коррекция речевых нарушений и подготовка детей к успешному обучению в школе.
Высокий самоконтроль за речью.
Ожидаемый результат:
Слайд 11Компьютерные игры на дисках:
1. «Учимся говорить правильно» (ООО «Новый Диск»,
программа для ЭВМ, 2008).
2. «Баба-Яга учится читать» (Компания «МедиаХауз», 2003).
3. «По воде, земле и воздуху» («Руссобит – М», 2004).
4 . «Азбука – малышка» (ТО «Маски», 2008)
5. «Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников»
(ООО «ИгроМаркет», 2010).
6. «Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной
школы» (ЗАО «1С», 2005).
7. «Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей»
(«БУКА Интертейнмент», 1998).
8. Развивающие игры «Весёлые моторы» (Фирма «1С», 2006)
9.«Маша и Медведь» (подготовка дошкольников к школе)
10. Диски портала Мерсибо (2014-2015): "Логопедическая экспресс-диагностика", "Начинаю
говорить", "Звуковой калейдоскоп", "Ума палата", "Работа над ошибками", "Начинаю читать",
"Конструктор картинок" и другие.
Программное обеспечение:
Слайд 12II. Авторские компьютерные игры и презентации:
Для обследования уровня развития речи и
знаний детей (8 презентаций).
2) Для развития органов артикуляции (артикуляционная гимнастика):
"Сказка о веселых язычках".
" У бабушки и дедушки".
"Утро с котом Музиком".
"Денискины забавы" и другие.
3) Игры и игровые упражнения на автоматизацию и
дифференциацию звуков:
"В гостях у Жужжалочки и Шипелочки" ([Ш-Ж]).
"Один-много" ([З-ЗЬ]).
"Алла и Рома ждут гостей" ([Л-Р]).
"Какого цвета?" ([Р]).
"Помоги мышатам" ([Ш]).
"Сосчитай, не ошибись!" ([Ц]) и другие.
4) По развитию речи:
"Кто и что живет в аквариуме".
"Что лишнее?" ("Фрукты и ягоды").
"Вот оно какое лето!" ("Лето").
"Что еще оранжевое?" ("Осень").
"Лесные ягоды" ("Растительный мир") и другие.
Слайд 135) По сенсорному воспитанию:
"Цвет и форма".
"Учусь различать цвета".
"Что какого цвета".
"Что больше"
и т.п.
6) Для развития психических процессов:
"Теремок. Найди 10 отличий".
"Подарки Деда Мороза. Угадай, что звучит".
"Смешарики. Развиваем память" и другие.
7) Для детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, ОНР I-II уровня):
"Звуки поют песенки".
"Подбери картинку".
"Покажи, где два предмета".
"Цвет и форма" (два варианта игры).
"Учимся различать цвета" и другие.
Слайд 14 В моем арсенале:
компьютер;
ноутбук;
видеопроектор (экран, колонки, микрофон);
интерактивная доска.
Мультимедийные средства обучения
Слайд 15Цели и задачи использования информационно -
коммуникационных технологий в индивидуальной работе
(индивидуальная работа
проводится три-четыре раза в неделю):
Развитие артикуляторной, общей и мелкой моторики.
Автоматизация и дифференциация поставленных
звуков во всех видах речи (словах, фразах, потешках,
стихах, связном тексте).
Формирование и совершенствование всех компонентов
языка (фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова (при наличии нарушений), словообразования, грамматического строя и связной речи).
Развитие длительности и силы речевого выдоха, интонационной выразительности речи.
Формирование четкости и разборчивости речи.
Закрепление полученных знаний.
Развитие и совершенствование психических процессов.
Слайд 16Результативность использования ИКТ
в работе учителя-логопеда
Выпуск 2015 года (18 воспитанников):
У 18
детей (100%) повышена мотивация к логопедическим занятиям.
У 16 детей (88,33%) сформирована активная позиция субъекта обучения.
Все дети (100%) обучились элементарным действиям с компьютером.
У 16 детей (88,33%) повысился самоконтроль за поставленными звуками.
У всех детей (100%) повысилась речевая активность.
Слайд 17Успешность усвоения программы
(образовательные области «Речевое развитие» и
«Познавательное развитие»)
2015 - 2016 учебный год
В старшей группе "Т" (набор 2015 года) уже сейчас могу сказать, что из 19 воспитанников:
У 11 детей (57,89%) повышена мотивация к деятельности с учителем-логопедом.
У 9 детей (47,36%) сформирована активная позиция субъекта обучения.
Уровень мотивации
Слайд 19Уровень активности субъекта обучения
Слайд 20Нам интересно вместе
На моём рабочем месте!
Слайд 21 Игра "Мы со звуками играем, друг от друга
отличаем" (дифференциация звуков [Л]-[ЛЬ] в словах и предложениях).
Игра создана в программе Microsoft office Power Point c использованием триггеров.
Повторяем с ребенком, что звук [Л] обозначаем кружочком синего цвета и
символом звука является картинка "самолет" (после щелчка мышки они
появляются на слайде), а звук [ЛЬ] - кружочком зеленого цвета и символ картинка
"шлюпка".
Ребенок называет любую картинку (юла, лимон, яблоко, лейка...) на слайде,
определяет, какой звук "живет" в названии картинки и куда будем грузить предмет:
в самолет или шлюпку. По щелчку мышки картинка движется или к самолету или
к шлюпке, подтверждая правильность выбора.
Игра "Какого цвета?" (автоматизация звука [Р] в словах, согласование
прилагательных с существительными).
Игра создана в программе Microsoft office Power Point c использованием триггеров.
Ребенку предлагается назвать цвет кружочка, который показывает Буратино, и
подобрать предметы (картинки черно-белые), которые могут быть красного
(серого, розового, оранжевого, черного) цвета. Если ребенок определил предмет
правильно, по щелчку мышки картинка поднимается к кружочку.
Описание некоторых игр
Слайд 24Мы с животными играем,
Язычок наш развиваем!
Артикуляционная гимнастика
Слайд 25Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-образовательной работы с использованием
компьютерных программ. Она комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с развитием речи (способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи), пространственной ориентировки и физическим совершенствованием детей.
Зрительную гимнастику провожу в середине занятия (после 5 мин. работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей), но чаще после всего развивающего занятия с использованием ИКТ (после заключительной части).
Зрительная гимнастика «Птичка»
Цель: Развитие глазодвигательных мышц, внимания.
Ход игры:
Дети следят глазами за полётом птички на указке.
Воробышек – птащка,
Серая рубашка,
Выше, выше, воробей,
Улетай-ка, не робей!
К указке прикреплён рисунок воробья или бумажная игрушка. Ведущий двигает указкой. Дети следят за движением птички на конце указки.
Использую и компьютерные версии гимнастики для глаз, которые очень нравятся детям.
Слайд 27
Кроме выше перечисленного
в данной разработке представлены:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН использования компьютерных игр в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Картотека авторских компьютерных игр для индивидуальной работы (фрагмент).
Конспект индивидуальной образовательной
деятельности с ребенком – алаликом.
Тема «Гласные звуки А, У, О».
Конспект индивидуальной образовательной
деятельности с ребенком с ФФН. Тема «Звук Ш».
Конспект индивидуальной НОД с ребенком - алаликом
Тема: Гласные звуки [А], [У], [О].
Цели:- уточнение артикуляции гласных звуков;
- закрепление правильного произношения звуков на длительном выдохе изолированно, в начале слов;
- обучение соотнесению звука с его схематичным изображением;
- развитие психических процессов (слухового восприятия и слуховой памяти, внимания и мышления);
- развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: мяч, символы-схемы звуков, компьютер, игра-презентация "Звуки поют песенки", зеркала, музыкальные игрушки, плоскостной
семафор. Совместная деятельность:
1. Оргмомент. Развитие слухового восприятия и памяти.
- Семен, что новое ты видишь у меня? Да, это музыкальные игрушки. Они все звучат по-разному. послушай.
Ребенку предлагается послушать звучание игрушек, затем предлагаю закрыть глаза, послушать звучание одной из игрушек и показать, какая игрушка звучала. Затем
предлагаю аналогичную "загадку" загадать мне.
2. Игра-презентация "Звуки поют песенки".
- Я предлагаю тебе сегодня научиться тоже петь песенки. Хочешь научиться?
А) Уточнение артикуляции звука [А]. Слайд 2. Открываем ротик, как бегемотик. Повторяем упражнение несколько раз.
Что делает девочка? Поет кукле песню. Знаешь, какую? А-а-а-а-а-а. Смотри, как широко девочка открыла ротик. Она произносит звук [А]. Какой звук произносит девочка? Найди символ-схему звука.
Б) Изолированное произношение звука. Слайд 3. "Дорожки".
Давай мы с тобой споем такую же песенку. Делаем носиком вдох и поем: а-а-а. Короткая дорожка. Теперь дорожка будет длиннее. Носиком
вдох... (И т.д.)
В) Закрепление правильного произношения звука в начале слов.
- Посмотри на картинки. Знаешь, что это? Давай назовем: аааааарбуз, ааааист. Молодец!
3. Динамическая пауза. Узнавание звука [А] в ряду гласных звуков. На звук [А] Подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
4. Игра-презентация "Звуки поют песенки". Звук [У].
А) - Посмотри на картинку (слайд 4). Покажи, что делает мальчик? Правильно, мальчик играет на дудочке. Губки он сложил вот так. Попробуй и ты
так сделать. Отлично.
- Найди символ-схему звука. Да, это маленький кружок.
- Кто еще нарисован на слайде? Что делает волк? Воет. Как? У-у-у-у-у. Правильно.
Б) Изолированное произношение звука [У] (слайд 5). "Дорожки". Работа проводится аналогично как со звуком [А]. - Как гудит поезд?
5. Динамическая пауза. Игра "Поезд". На зеленый сигнал семафора "поезд" едет-гудит, на красный- останавливается.
6. Игра-презентация "Звуки поют песенки". Звук [О].
А) - Посмотри на картинку. Что болит у мальчика, покажи. Да, у мальчика болит зуб. Он стонет: о-о-о-о. Губки кругленькие, как бубличек. Покажи
бубличек. Молодец!
Дальнейшая работа проводится аналогично предыдущей.
7. Закрепление материала.
А) Игра с мячом: "Мячик ловко ты поймай, что сказать хочу, узнай!". Узнавание звуков по беззвучной артикуляции.
Б) Назвать звук по предлагаемому символу-схеме звука.
8. Итог занятия. - Сеня, понравилось тебе песенки петь? И мне понравилось, как ты пел. Вот на память тебе картинки , чтобы ты вспоминал, какие песенки пели. Будем новые песенки с тобой учить? До встречи!
Конспект индивидуальной НОД с ребенком с ФФН.
Тема: Звук [Ш].
Цели: - уточнение артикуляции звука;
- автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными и прилагательными);
- развитие фонематического слуха;
- закрепление навыков счета в пределах 10;
- развитие внимания зрительного и слухового, мелкой и общей моторики.
Оборудование: компьютер, игровое компьютерное упражнение "Змейка", компьютерная игра "Сосчитай, не ошибись!", мяч, ступеньчатая пирамидка.
Совместная деятельность
1. Оргмомент. - Машенька, посмотри, в гости к нам снова пришел наш любимый веселый Шар Шарыч! Как ты думаешь, почему? Да, он очень любит песенку, которую ты уже замечательно поешь. Покажем шарику, как у тебя получается?
2. Уточнение артикуляции. - Но сначала давай вспомним, где находится наш язык? В каком положении зубы? Губы? Умница, ты все помнишь.
3. Автоматизация звука изолированно. Компьютерное игровое упражнение "Змейка". На слайде появляется змейка, которая по щелчку мышки ползет по короткой, средней и длинной дорожке. От длины дорожки зависит длина речевого выдоха ребенка, который на выдохе произносит звук [Ш].
4. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
А) - Звук [Ш] любит петь вместе с гласными звуками. Поднимись пальчиками по лесенке повторяя слог ША, а спускаясь - слог ШУ (затем ШО - ШИ).
Б) Игра с мячом "Доскажи словечко": ка-... , Ма- ..., но-..., лан-..., ко-..., мы-..., пу-..., поду-..., бабу-..., куку-... .
5. Развитие фонематического слуха. Игра "Слушай внимательно, услышь обязательно!"
Маша, я буду называть разные слова. Услышав в слове звук [Ш], прикоснись к Шар Шарычу. Шапка, санки, жук, машина, сапог, кушетка, лужа, камыш,
песок, лужайка, вешалка, шлюпка.
- Молодец! Ты очень внимательно слушала! Шар Шарыч улыбается тебе!
6. Автоматизация звука в словах и словосочетаниях. Компьютерная игра "Сосчитай, не ошибись!"
Девочка должна сосчитать количество предметов на каждом слайде, правильно проговаривая словосочетания: пять плюшевых мишек, две игрушечные машины, шесть цветных карандашей и т.п., выбрать и нажать на соответствующую цифру щелчком мышки.
По ходу игры ребенку задаю вопросы, типа: - Где живут лягушки? - Кто играет машинками: девочки или мальчики? - Где растут вишни? - Где можно найти
ракушки?
В конце игры девочку ждет сюрприз - виртуальный фокус (из шляпы появляется кролик).
Если ребенок не устал, предлагаю вспомнить, какие картинки он запомнил, что позволяет еще раз закрепить правильно произношение звука [Ш] в словах.
7. Зрительная гимнастика. Игра с Шар Шарычем:
Влево, Маша, посмотри и рукою помаши.
Вверх ты глазки подними, вниз их быстро опусти.
Вправо смотрим и молчим. Круг рисуем, не один!
Быстро-быстро поморгали, чтобы глазки не устали!
8. Итог занятия. - Умница, Машенька! У тебя замечательно получается звук [Ш]. На память тебе портрет от Шар Шарыча. Я передаю тебе его просьбу: всегда
произносить звук так же красиво, как ты это делала сегодня!
Слайд 32Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ помогает детям:
-
овладеть элементарными навыками работы на компьютере;
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладеть практическими способами работы с информацией.
Применение ИКТ:
- повышает положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций.
- Принцип доверительности.
- Принцип обратной связи.
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Использование ИКТ позволяет:
- организовать деятельность с детьми на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка обеспечивает
наглядность);
- привлекать большое количество дидактического материала;
- повышать объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивать высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
-формирует навык исследовательской деятельности и в общем, способствует повышению качества образования.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во
всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребенка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребенка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и ребенка и их сотрудничества в учебном процессе.
Выводы:
Слайд 33 Отзывы родителей
Когда мой ребенок начал заниматься с логопедом, я, понимая,
что это тяжелый и кропотливый труд, ждала результатов не ранее, чем через несколько месяцев. Но... Уже через несколько занятий я заметила более четкое и правильное произношение свистящих звуков. Результат уже был виден! Конечно же! Ведь Татьяна Михайловна использовала в работе новые компьютерные методики. Это позволило не только быстро изучать материал занятий. но и заинтересовать ребенка. С каким же восторгом рассказывала моя дочь об играх на компьютере! Такая заинтересованность, использование современных технологий и позволили в короткое время получить видимый, "слышимый" эффект в автоматизации звуков.
Романова Н.В.
У моего сына очень сложные проблемы с речью и общим уровнем развития. Конечно, я возлагала большие надежды на занятия с учителем-логопедом. Татьяна Михайловна специально для Сережи создавала обучающие компьютерные игры, которые наряду с другими заданиями, путем многократного повторения одного и того же материала, помогли добиться ощутимых результатов в развитии сына. Конечно, не все еще получается, многому нужно учиться, но я верю, что с помощью Татьяны Михайловны и ее творческой работы, мы добьемся успеха.
Буренкова А.А.
Слайд 34«Вы научили моего ребенка тому, чем он будет пользоваться всю жизнь!»
Благодарный родитель
Список использованной литературы и ресурсы Интернета:
Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16.
О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО/ М.,1996
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.- пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.
Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
С. В. Гурьев. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2007.
Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9.
Материалы журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание» за 2012 – 2014 гг.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
Ресурсы Интернета:
http://tanja-k.chat.ru; httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.kindereducationhttp://www.kindereducation.http://www.kindereducation.com;
http://www.intelgame.ru; http://detsad-journal.narod.ru/index.htm
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.douhttp://www.dou.http://www.dou.ru; Мерсибо portal@mersibo.ru;
http://900igr.net/ info@infourok.ru и другие.