Слайд 1«Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения.»
работа Шишкиной Натальи владимировны,
Учителя музыки МБОу
«Сош №13 с уип эстетического цикла», г.Ноябрьск, ЯНАО
2016г.
Слайд 2«Медиа-информационная безопасность школьников»
доклад по теме ГПМО
Шишкиной Натальи владимировны,
Учителя музыки МБОу
«Сош №13 с уип эстетического цикла», г.Ноябрьск, ЯНАО
Слайд 3Основополагающее понятие – «медиа» – ( от лат. – «средства» )
Слайд 5 Совершенствование информационных технологий создаёт условия
для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства проникли во все сферы деятельности нашего общества, став неотъемлемой частью жизни людей. Мобильные телефоны, айфоны, айпады, планшеты, компьютеры, различные коммуникаторы и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей увеличивается с каждым днём и большую их часть уже составляют дети, подростки и молодёжь.
Слайд 6РИСКУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМА-ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОСОБОЙ ОПАСНОСТИ В НЕЗАЩИЩЁННОМ
ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ПОДВЕРГАЮТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ОПЕРЕЖАЮТ УЖЕ И РОДИТЕЛЕЙ,
И УЧИТЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Слайд 7ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ
«ПЛЮСЫ» – «+»
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭРУДИРОВАННОСТИ,
НАВЫК ОБЩЕНИЯ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
«МИНУСЫ»
– «-»
ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ПОВЫШАЕТ РИСК СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОНЛАЙНУГРОЗ, ТАКИХ КАК: НАСИЛИЕ, МОШЕННИЧЕСТВО, ПОРНОГРАФИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕЁ ПРЕСТУПНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ;
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА И МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ НЕ ТОЛЬКО УХУДШЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ПОВЫШЕННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЗАДАПТАЦИЮ, НО И РАЗВИТИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования
информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и подростков.
Слайд 8Основополагающее понятие «медиа»,
по мнению И.В.Жилавской, ( канд. филолог. наук ),
включает в себя широчайший спектр
коммуникаций, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю.
Слайд 9Контент(content) –
любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание
инфопродукта.
1. Произведения искусства:
Книги,
Картины,
Музыкальные произведения,
Кино- и мультфильмы…
2. Теле- или радиопрограмма
3. Реклама во всех видах и форматах
4. Публичные выступления
5. Официальный документ
6. Почтовая открытка
7. Зашифрованное послание
8. Sms – сообщение
9. Сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ.
Медиа – это любые каналы доставки контента от источника информации до её потребителя.
Слайд 10«медиа» -
Средства (мас.) коммуникации – технические средства создания записи, копирования,
тиражирования, хранения, рапространения, воспроизведения информации и обмена её между субъектами (автором медиатектста) и объектом (мас. Аудиторией) -
- А.В. Фёдоров ( лидер российского медиаобразования )
Само понятие из-за различных особенностей – страны, народа, возраста и т.д. очень вариативно и многозначно, а некоторые из существующих сегодня представляются устаревшими.
В россии принято считать, что «медиаобразование» (от лат. – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации.
Слайд 12http://gyloyannuz.weebly.com/blog/informacionnaya-kuljtura
Слайд 13Информационная культура личности –
Это подготовка человека
к продуктивному осуществлению познавательной деятельности,
успешной самореализации
в условиях информационного общества.
http://www.rae.ru/forum2012/230/2678
Слайд 14http://www.rae.ru/forum2012/230/2678
Слайд 15Медиаобразование – это
Процесс образования при помощи и на основе средств массовой
коммуникации ( медиа ) и развития творческих способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания «медиатекста»
- По И.В. Кичевой
Слайд 16Основные задачи медиаобразования
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях,
подготовить новое поколение к восприятию различной информации,
научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику,
научить человека овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств.
Слайд 17гражданский подход
к медиаобразованию.
Он отражен в работах И.М. Дзялошинского, А.П.
Короченского, И.В. Жилавской, которые подчеркивают, что в наши дни все возрастающее распространение получает более широкое понимание медиаобразования как развернутой долговременной общественно-просветительской деятельности. Его приверженцы под медиаобразованием понимают самостоятельную оценку деятельности массмедиа, понимание широкого контекста взаимодействия человека и медиа пространства, его существования в медиасреде, основанного на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.
Фото с сайта duma72.ru.
Слайд 19медиаграмотность
совокупность навыков и
умений, которые позволяют
людям анализировать, оценивать и создавать
сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиаграмотность
Слайд 20Информационная грамотность
позволяет:
Определить и сформулировать информационные потребности,
Найти и получить доступ к
информации,
Оценить информацию,
Систематизировать информацию,
Использовать информацию с соблюдением этических норм,
Передавать информацию,
Применить навыки работы с ИКТ для обработки информации
Слайд 21Медийная грамотность
позволяет:
Понимать роль и функции медиа в демократическом обществе
Понимать условия, при
которых медиа могут выполнять свои функции
Критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций
Взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах
Актуализировать навыки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского кон
Слайд 22В основе медиаграмотности
— модель, которая поощряет людей задавать вопросы о
том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию.
Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.
Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиаграмотность
Слайд 23Медиаграмотность в международном праве
Вместо понятия «Медиаобразование» широкое
распространение получил термин «медиаграмотность», который был впервые сформулирован в 1992г. в докладе Аспенского института на конференции посвящённой вопросам медиаграмотности в сша.
В международном праве медиаграмотность определяется как
Грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации,
развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков,
Содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Развитие и обеспечение информационной грамотности в международном праве признаны эффективной мерой противодействия посягательству на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.
Слайд 24Нормативно-правовая база медиаобразования.
Слайд 25Нормы международного права.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью,
репутации и развитию, регулируется нормами международного права:
ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;
Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.;
Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г.,
Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует);
Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности» от 22.03.2008 № 144-рп);
Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);
Слайд 26Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: относительно принципов распространения видеозаписей,
содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с интернет-фильтрами;
Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных онлайн услуг (20.12.2006);
Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010).
Резолюция Европарламента по медиаграмотности в мире цифровых технологий (2008/2129 (INI)
Слайд 27Федеральный закон рф № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию»
устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Он содержит ряд норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Слайд 28Федеральный закон рф № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию»
Согласно закону, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
Слайд 29К информации по закону рф № 436-ФЗ, запрещенной для распространения среди
детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
Слайд 30К информации по закону рф № 436-ФЗ, ограниченной для распространения среди
детей определенных возрастных категорий, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Слайд 31статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.
Слайд 32В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав
ребенка
в Российской Федерации»
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией
создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).
могут устанавливать, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Слайд 33административная ответственность
может устанавливаться За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами,
их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации.
Слайд 34Федеральный закон от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе»
В рекламе (в
том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6):
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетнего комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Слайд 35Федеральный закон от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе»
Законом запрещено также
распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).
Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданий, аудио- и видеопродукции.
Слайд 36Кроме вышеперечисленных законов, безопасность детей регулируется следующими федеральными законами:
- ст. 14,
14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;
- ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1;
- ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;
- Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895.
Регламентируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации:
- Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»;
- Распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Слайд 37Концепция информационной безопасности
После публикации Концепции информационной безопасности детей и подростков ,
которая вызвала разностороннюю критику стало ясно, что в современном российском обществе имеется наличие свободы слова и мнений, а с другой – отсутствие единой общественной системы ценностей.
Однако в одном все критики проявили единодушие – в необходимости развития медиаобразования не только детей, но и родителей, учителей, всех членов общества независимо от возраста.
Слайд 38Запретительная политика?..
Следует подчеркнуть, что возобладавшая в последнее время в нашей стране
запретительная политика в области информации неэффективна и контрпродуктивна. Гораздо больший эффект может принести позитивная медиаобразовательная политика. Несмотря на то, что она требует больше временных, организационных, финансовых и прочих затрат, только медиаобразование, повышение уровня медиаинформационной грамотности может способствовать активизации социально ориентированного медиаповедения граждан.
Слайд 39I Всероссийская конференция
«Медиа- и информационная грамотность
в информационном обществе». 2013г.
Открывая
конференцию, заместитель руководителя Роспечати В.В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационно-медийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности – информационная и медийная – являются жизненно важными.
Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций А. К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформационном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения, Причем такое обучение должно продолжаться всю жизнь.
Слайд 40Медиаобразование, как Отрасль духовного производства
российскому медиаобразованию сегодня следует самоопределиться как
отрасли духовного производства, направленной на формирование медиаграмотной личности, выступающей гарантом медиабезопасного общества.
Слайд 41Система медиаобразования
в россии включает в себя:
– создание приоритетных национальных и
региональных программ медиаобразования;
– разработку национальных стандартов медиаинформационной грамотности и медиаобразования;
– введение медиаинформационной грамотности в образовательные программы учебных заведений всех уровней образования;
– специальную подготовку кадров, обеспечивающих медиаобразование граждан;
– разработку научно-методических пособий по теме медиаобразования и медиа-информационной грамотности.
Слайд 42Для решения этих задач следует:
• признать, что медиаинформационная грамотность и медиаобразование
имеют основополагающее значение для благополучия и развития личности, сообществ, экономики и гражданского общества;
• провести широкое общественное обсуждение проблемы медиаграмотности и необходимости медиаобразования;
• включить развитие медиаинформационной грамотности и медиаобразования в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации, СМИ и т.д.;
• определить ответственность заинтересованных в развитии медиаобразования сторон (учреждений образования, средств массовой информации, правительственных и общественных организаций, библиотек, архивов, музеев и т.д.), развивать их потенциал и содействовать налаживанию сотрудничества между ними.
Слайд 43Медиаобразование
в россии и за рубежом.
Проблемы медиаобразования привлекают сегодня представителей самых
разных наук – педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, искусствоведения, филологии, политологии и других.
Медиаобразование становится важнейшей частью образовательного процесса во многих странах мира. Недаром принятая Резолюция Европейского парламента, которая утверждает, что «медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем детям, оно должно стать неотъемлемой частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения». Настоятельно рекомендует включить медиаграмотность в качестве девятой базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни.
Резолюция Европейского парламента Рекомендует Еврокомиссии включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы способствовать более интенсивному внедрению этого предмета. Призывает соответствующие органы федеральной власти познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования.
Слайд 44Медиаобразование
в россии и за рубежом
Медиаобразование в России пока не вышло
на уровень влияния на реформы в образовании и не стало инструментом для решения современного кризиса образовательных систем.
В России не существует закона, определяющего полномочия по надзору за сферой медиаобразования. Эти полномочия распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.
В России в настоящее время официально медиаобразование как направление образования не принято.
Не существует официально утвержденных программ по медиаобразованию,
это направление не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Но активно развивается такое направление, как медиабезопасность, связанное с информационной безопасностью.
Слайд 45Особое место в развитии медиаобразования в Европе занимает Венгрия.
Ключевой этап
развития медиаобразования в Венгрии (1995 – настоящее время) начался с ратификации национального образовательного стандарта, принятого в 1995 году. Этот документ предоставил медиаобразованию место в дисциплине «Искусство», программа которой состояла из четырех содержательных блоков (Киноискусство, Живопись, История искусств, Коммуникационные системы). Стандарт предписал изучение медиа в 7–10-х классах.
В документе не указывалось конкретное количество «медиаобразовательных» часов, но предлагалось процентное соотношение учебных часов по каждому блоку.
1996 год ознаменовался созданием нового школьного предмета «Кинообразование и медиаобразование».
Этот предмет был включен в государственный образовательный стандарт и, что уникально для Европы, был введен в качестве обязательного предмета во все венгерские средние школы27. В современной Венгрии решения о культурном и креативном измерении образования производятся и на государственном (Министерством образования и культуры), и на школьном уровне
Медиаобразование
в россии и за рубежом
Слайд 46С начала XXI века в Польше курировать развитие медиаобразования на государственном
уровне стал Национальный совет по радио и телевидению.
В 2009 году в Польше возникли новые инициативы продвижения идей европейского медиаобразования в школах: открылось Польское медиабюро, расширившее возможности аудиовизуальных специалистов эффективно использовать гранты Европейского союза.
в Польше, была принята Национальная медиаобразовательная программа и создана Польская ассоциация медиаобразования.
Впервые в мире Фондом «Современная Польша» был разработан «Каталог медиа- и информационной грамотности», позднее переведенный на русский язык Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В настоящее время идет работа по подготовке медиаобразовательных программ для каждого вида компетенций, включенный в Каталог.
С 2010 года медийная составляющая включена в образовательный стандарт школьного обучения в США
(K-12 – система школьного образования в США от детского сада до 12 класса).
Национальная ассоциация обучения медиаграмотности (National Association for Media Literacy Education) в 2014 году разработала Руководство по Единому государственному стандарту школьного образования США для преподавателей медиаграмотности, в котором выделила все медиаобразовательные компетенции, содержащиеся в документе.
Также в сша существуют программы для домашнего образования, обучения в библиотеках, программы для обучения молодежи, а также программы высшего образования.
Медиаобразование
в россии и за рубежом
Слайд 47Основные принципы обучению медиаграмотности в США:
– выработать навыки поиска информации
и критического осмысления сообщений, которые получает или создает пользователь медиа;
– выработать навыки работы со всеми видами медиа;
– выработать и закрепить у учащихся всех возрастов навыки чтения и письма;
– обеспечить появление мыслящих и вовлеченных участников информационного взаимодействия, что играет ключевую роль с точки зрения функционирования демократического общества;
– выработать у учащихся убежденность в том, что медиа – это часть культуры и что они действуют в качестве агентов социализации;
– использовать собственные навыки/убеждения и опыт учащихся, чтобы они самостоятельно могли извлекать смысл из сообщений медиа
Медиаобразование
в россии и за рубежом
Слайд 48Медиаобразование в финляндии, южной корее, сербии, австралии, франции, англии, германии, болгарии
и др. стран Существует объединением дисциплин медиа и компьютерной грамотности.
Важными компонентами медиаобразования являются:
Интервью,
Исследование и творчество,
Музыка в рекламе и т.д.
клубы разных возрастных групп, например, «Молодой журналист» в рамках программы «Кадры» в болгарии.
Данное направление работы осуществлялось в процессе образовательных экскурсий на радиостанции, телевидение, редакции газет и журналов и т.д.,
Этот опыт разных стран, над которым в россии следует подумать…
Очевидно, что сегодня Россия, как и страны Европы и Северной Америки, заинтересована в разработке и дальнейшей реализации стратегии медиаобразования детей, подростков, молодежи и других социальных групп общества.
Медиаобразование
в россии и за рубежом
Слайд 49Цели медиаобразования:
создание информационной безопасности;
воспитание информационной культуры;
обучение медиаинформационной грамотности.
Слайд 50принцип приоритетности защиты в информационной сфере прав и законных интересов ребенка;
• принцип допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу их здоровью или нравственности;
• принцип допустимости ограничения прав и свобод ребенка в информационной сфере, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку;
• принцип недопустимости цензуры средств массовой информации;
• принцип добровольности соблюдения установленных законодательством РФ запретов и ограничений на распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;
• принцип недопустимости унижения человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей, особенно несовершеннолетних, в процессе свободного обмена информацией с использованием информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет и мобильной связи);
принцип учета исторических и иных традиций и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей, их надлежащего воспитания и полноценного развития;
• принцип государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения производителей и распространителей информационной продукции, содействующих защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Основные принципы
медиаобразования молодежи следующие:
Слайд 51Ресурсы для реализации медиаобразовательной политики.
Система финансирования медиаобразования
Информационные
ресурсы
Кадры для медиаобразования
Образовательные программы и методические разработки
Слайд 52модели медиаобразования:
образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
воспитательно-этическая модель
- рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Слайд 53Медиаобразовательные технологии в россии и за рубежом:
Интегрирование медиаобразования в базовое;
Система
дополнительного образования разного уровня;
Информальное образование;
Проекты;
Сми;
Сетевые медиапроекты;
Медиаобразовательные мероприятия.
Слайд 54Программа «услышать рекламу» И.В.Челышева
В программе описано Использование медиаобразовательных технологий в учебном
курсе по медиамузыке.
В программе представлены ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.
Методика медиаобразовательных занятий Научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте (http://www.tgpi.ru, http://edu.of.ru/mediacompetence), основана на использовании циклов литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализовано-ролевых и изобразительно-имитационных творческих занятий.
В основе творческих заданий лежит анализ ключевых понятий медиаобразования [«медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» «(media language), «медийные технологии» «(media
technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media
audiences) и др.].
В ходе выполнения школьниками (студентами) комплекса игровых и творческих заданий, в структуру которых включаются элементы теории медиаобразования и анализа медиапроизведений, целенаправленно решаются основные задачи массового медиаобразования.
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyberLeninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fformy-metody-i-priemy-organizatsii-mediaobrazovatelnogo-protsessa-
v-shkole-i-vuze.pdf&name=formy-metody-i-priemy-organizatsii-mediaobrazovatelnogo-protsessa-v-shkole-i-vuze.pdf&lang=ru&c=57acdaaebb18&page=1
Это документ с сайта CyberLeninka.ru
Слайд 55Факультативные программы
по медиаобразованию в школах и ЦДО имеют
2 подхода:
Интегрированный -
Изучение массовых коммуникаций
в курсе традиционных предметов.
Специализированный –
Введение нового предмета «медиаграмотность»
Слайд 56Предложения
в Министерство связи и массовых коммуникаций, Союз журналистов России и
другие отраслевые организации медиасферы,
а также в Министерство образования и науки.
• Содействовать тому, чтобы система образования инициировала структурные и педагогические реформы, необходимые для развития медиаобразования населения.
• Включить медиаинформационную грамотность и систему оценки её уровня в учебные программы на всех уровнях образования, в том числе образования на протяжении всей жизни и обучения на рабочем месте.
• Уделять первостепенное внимание поддержке учреждений и организаций, занимающихся вопросами медиаинформационной грамотности и медиаобразования, инвестировать средства в развитие этой сферы.
• Постоянно повышать уровень медиаинформационной грамотности учителей и преподавателей вузов.
• Проводить исследования и разрабатывать соответствующий инструментарий в области медиаобразования и медиаинформационной:
– разработку национальных стандартов медиаинформационной грамотности и медиаобразования;
– введение медиаинформационной грамотности в образовательные программы учебных заведений всех уровней образования;
– специальную подготовку кадров, обеспечивающих медиаобразование граждан;
– разработку научно-методических пособий по теме медиаобразования и медиа-информационной грамотности.
грамотности, в том числе для создания концептуальных основ, научнообоснованных методик, индикаторов и методов оценки.
• Разрабатывать и внедрять стандарты медиаинформационной грамотности.
• Организовать фронтальный медиаликбез. • Поощрять межкультурный диалог и международное сотрудничество при развитии медиаобразования.
• Защищать права граждан на свободу выражения мнения, свободу информации, неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность, обеспечивать соблюдение этических принципов, информационной безопасности и других прав.
Слайд 57разработка Национальной программы развития медиаобразования Российской Федерации
Для реализации этого масштабного междисциплинарного
проекта следует безотлагательно создать Межведомственную комиссию по развитию медиаобразования в Российской Федерации, в которую войдут представители Министерства образования и науки, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства культуры, Министерства внутренних дел и другие заинтересованные государственные и общественные структуры.
Цель создания данной комиссии и есть разработка Национальной программы развития медиаобразования Российской Федерации.
Слайд 58концепции медиаобразования
1. Всякого рода грамотности
медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность
и т.д.
2. Оценочные
формирование критического мышления
3. Коммуникативные
не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.
Слайд 59Роль медиаобразования
в современном процессе обучения.
Целью современного медиаобразования является помощь людям
всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
В случае создания необходимых условий для медиаобразования педагог, ребенок и медиа вступают в трехстороннее общение, Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности.
Сегодня в России в большей степени продвигается компьютерная грамотность преимущественно на уроках информатики, которые входят в обязательную программу обучения. Учителя информатики вносят свой вклад в развитие компьютерной грамотности, разрабатывая собственные сайты для обучения навыкам работы с компьютером, в Интернете. Кроме того, интернет-сообщество разрабатывает и продвигает курсы компьютерной грамотности на специализированных сайтах, что оказывает влияние на общий уровень компьютерной грамотности.
Слайд 60Условия медиаобразования:
– реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);
–
свобода выбора информационного канала;
– равенство реципиентов перед информацией.
Слайд 61Исследования цифровой компетентности
В 2013 году в России было проведено первое общероссийское
научное исследование цифровой компетентности подростков и их родителей. В исследовании приняли участие 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста. Опрос был проведен в 45 регионах 8 федеральных округов Российской Федерации.
Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет. Согласно данным опроса, абсолютное большинство российских детей и родителей обучались пользованию Интернетом самостоятельно (67% родителей и 75% подростков). Каждый пятый родитель признался, что его научили пользоваться Интернетом собственные дети. Лишь 13% детей указали, что их научили пользоваться Интернетом в школе. Помощь учителей в школе подростки оценивают невысоко: лишь 39% школьников удовлетворены знаниями об использовании Интернета, которые они получили в школе. Каждый десятый подросток сказал, что знает об Интернете больше учителей.
Слайд 62В результате анализа сводных данных анкетирования исследователям удалось сделать ряд важных
выводов. Так, было установлено, что 100% учащихся средней школы в настоящее время имеют доступ к медийным коммуникационным устройствам. При этом 98% опрошенных заявили о том, что в повседневной жизни они постоянно используют от 2 до 4 подобных устройств, причем 73% опрошенных отдают предпочтение портативным устройствам (смартфонам, планшетам, ноутбукам), что обеспечивает непрерывность, мобильность их использования и расширяет временные рамки работы с медиаконтентом.
Таким образом, исследуемая аудитория демонстрирует постоянное использование средств электронного информационного обмена. В качестве гипотезы, требующей дальнейшей проверки, можно выдвинуть предположение о том, что значительный процент современных подростков использует сегодня доступ в Интернет в ходе учебных занятий, подменяя участие в образовательном процессе процессом виртуального общения. В любом случае совмещающееся с «офлайн» активностью присутствие подростков в виртуальной реальности стало сегодня фактором повседневной жизни.
Анкетирование показало значительное падение важности «традиционных» медиа в качестве источников информации для современных подростков. В наибольшей мере свои позиции утрачивают печатные СМИ: на их долю приходится не более 26% интереса школьников. Причем предпочтение явно отдается развлекательным периодическим изданиям и специализированным по интересам СМИ.
63% респондентов утверждали, что они не слушают радио. Оставшиеся 37% школьников отдают предпочтение радиостанциям FM-диапазона, специализирующимся на поставке музыкального контента. Кино как отдельное учреждение также не занимает важного места в жизни современных школьников. Только 45% учащихся посещают кинотеатры, причем 60% их них делают это не чаще одного-трех посещений в квартал. Пограничное положение занимает ТВ, в пользу которого высказывается 47% участников анкетирования. Необходимо заметить, что
телевизор как источник медиа, по мере развития цифрового вещания HD-форматов и расширения интерактивной функциональности, все больше сближается сегодня с иными сетевыми устройствами, поставляющими контент «по заказу», то есть превращается в разновидность большого интернет-монитора.
Слайд 63В анкете выяснялось доверие к тем или иным источникам информации, в
число которых вошли:
• выпуски новостей; • художественные фильмы; • дневники блогеров; • документальное кино; • статусы в социальных сетях; • сообщения информационных агентств; • художественные произведения; • заявления официальных лиц (чиновников); • анонимные источники, публикующие информацию в сети Интернет; • материалы конференций.
Демонстрируемая школьниками устойчивость к навязываемой информации и объективная лояльность ньюсмейкерам высокого ранга показывает, по мнению исследователей, что, несмотря на крайне пассивный интерес к экономико-политическим событиям социума, по отношению к ним современные подростки занимают весьма сформированную и устойчивую, хотя и достаточно критическую позицию.
По результатам опроса, общение в социальных сетях является основной целью присутствия в Интернете 33% респондентов. Этой группой не ограничен круг подростков, имеющих знакомство с перечисленными выше источниками информации, заслуживающими недоверия. Как следует из полученных данных, 92% всех опрошенных являются авторами собственной страницы популярной социальной сети Вконтакте (http://vk.com). Среди принявших участие в анкетировании школьников 82% ведут при этом более двух персональных ресурсов в Сети. Характерными показателями при этом стали следующие данные:
• участников ресурса видеоматериалов YouTube (www.youtube. com) – 60%;
• имеющих аккаунт Instagram (http://instagram.com) – социальной сети, предоставляющей возможность вести обмен фотографиями и видеозаписями, возможность делать снимки и применять к ним фильтры, а также распространять их в ряд других социальных сетей – 42%;
• имеющих аккаунт в Twitter (https://twitter.com) – сети, часто используемой для передачи новостей не только личного, но и общественного значения – 41%.
Слайд 64«Людей этого поколения отличает прежде всего максимальная приближенность к информации, с
которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
Представители данной категории, как правило, позитивны и получают удовольствие от своей работы. Обучение для них не догма; они сами выбирают путь своего развития, а система образования их поддерживает. Одно из главных их качеств – креативность, и такое популярное явление, как флешмоб, очень наглядно это иллюстрирует. Их привлекает эпатаж, нестандартные идеи, яркие проекты. К каждому делу они стараются подойти творчески.
Слайд 65Они обладают многими полезными навыками, которым нам стоит поучиться: например, умение
быстро принимать решения, так как динамика их жизни намного выше. И пусть какие-то важные моменты упускаются и не всегда просчитываются риски – выводы будут сделаны позднее. Для них важен результат, а не сопутствующие факторы; собственное мнение, а не репутация в коллективе.
Несмотря на то, что почти вся жизнь людей поколения Z проходит в виртуальном пространстве, у них постепенно растет интерес к качественному, глубокому реальному общению без потери технических возможностей. Они учат нас быть постоянно на связи: на любой отдых мы все равно берем с собой ноутбук. Если посмотреть на страницы молодых людей в социальных сетях – количество друзей там может достигать нескольких тысяч. Понятно, что ежедневно со всеми они не общаются, но все равно не выпускают из фокуса внимания, следят за новостями и обновлениями.
Так как поколение Z является основным кадровым потенциалом для многих компаний, руководству и специалистам по персоналу приходится играть по его правилам. Мы все больше понимаем, как правильно работать с сильными и слабыми сторонами ребят, чтобы наиболее эффективно их использовать. Например, разрабатываем технологии продаж в виде ярких методических пособий на 15 страничек – получается красочная книжечка с картинками. Такие инструменты, как инфографика, презентации, социальные медиа, вообще крайне действенны и уменьшают дистанцию для коммуникации. То есть важно постоянно озвучивать и визуализировать образы.
Представители поколения Z во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.
Поколение Z неотделимо от Интернета, а в глобальной Сети, как известно, нет никакой иерархии. К тому же после перестройки в России обрушились все прежние ценности на уровне государства и общества. Поэтому поколение 90-х не признает авторитетов и признанных лидеров – для них это условность. Современная молодежь – полная противоположность людям с советским прошлым, которым присуще чувство гиперответственности, патриотизма, единения друг с другом. Соответственно, найти контакт «отцам» и «детям» очень сложно. Выход – попытаться разговаривать на одном языке, быть таким же мобильным, легким в общении. В роли авторитета для поколения Z может выступать человек близкой возрастной категории, но более профессиональный в чем-либо.
Слайд 66В единую команду представителей поколения Z собрать достаточно тяжело. У нас
чувство коллективизма формировалось еще на уровне детских садов и школ: мы вместе, мы сила, мы всего достигнем – отсюда все эти отряды, октябрята, пионеры и комсомольцы. В 90-е же годы, когда старое уже разрушилось, но ничего нового еще не было создано, дети наблюдали, как их родители выживали самостоятельно, без всякой помощи государства. Именно поэтому у них сейчас нет общих объединяющих ценностей. Они во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.
Представители поколения Z не склонны задерживаться на одном месте и на одном деле много лет: им становится скучно, теряются стимулы. Они легко соглашаются на другие предложения, если там предлагают увлекательный проект, реальные цели, которые можно достичь в короткие сроки. Мотивации, рассчитанные на длительные сроки, пусть даже на год, не вызывают у них энтузиазма. Коллектив, друзья среди одноклассников, колллег, как уже было сказано, также не являются удерживающим фактором: с современными средствами коммуникации поддерживать связь не составляет проблемы.
Эти люди хотят жить и работать здесь и сейчас – это вообще особенность общества потребления. Если им показать четкую перспективу, ясные и понятные этапы успешного пути, возможность за короткое время получить высокую оценку, зарплату, наглядные примеры достижения тех или иных показателей – в результате вы получите заинтересованных, вовлеченных и эффективных учеников или сотрудников.
Что касается Z-лидеров, то им полностью присущи черты своего поколения. Если люди «старой закалки» будут поддерживать свои позиции сильными внутренними качествами, то те, кто идет им на смену, – культом технократизма. Показателем статуса для них являются не квартира и машина, а самые последние технические разработки, гаджеты и т.п.
Слайд 67Это поколение не умеет одновременно работать и отдыхать, равномерно распределяя время
и на то, и на другое. Молодые люди могут с увлечением заниматься чем-то важным и полезным, но в какой-то момент индивидуализм дает о себе знать, и они бросают все. До тех пор, пока вновь не почувствуют желание поработать. А все потому, что они не чувствуют ответственности за свою жизнь, не боятся голода, как их бабушки и дедушки. Z-дети росли в тот период, когда рождаемость в принципе была невысокой, поэтому они всегда были (и остались) любимчиками и баловнями. Родители активно поддерживают их финансово, что объясняет ту легкость, перерастающую в легкомысленность, с которой молодежь идет по жизни.
В будущем такие новые «z» – ки, Приходя на собеседование, без запинок могут предъявить необоснованно высокие требования к зарплате, но не могут внятно объяснить свои цели, стремления и пожелания к работе. В итоге уровень интереса, потенциал, профориентацию приходится выявлять непосредственно в «полях». Чтобы найти контакт с поколением Z, нужно проговаривать, моделировать ситуации, разбирать планы действий, наблюдать за ними со стороны.
Слайд 68Трудности работы
с детьми поколения «Z».
Кажется, с новым поколением лучше не
сотрудничать: они немотивированны, ленивы и капризны. По мнению теоретиков, им на смену придет поколение Альфа — талантливые и самостоятельные дети-вундеркинды. Из них получатся прекрасные руководители.
Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию. Из них можно слепить добросовестных работников. Вот несколько секретов, которые помогут в воспитательном процессе:
Слайд 69Говорите коротко,
пишите развёрнуто и по пунктам.
В головы поколения Z встроен
восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они росли в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.
Слайд 70Рисуйте комиксы.
Новое поколение лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках
или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и фотографий котиков. План стратегии развития и получения эффективных знаний они быстрее поймут в качестве карты, а не списка пунктов.
ставьте лайки.
Этих детей хвалили родители и учителя, за каждый школьный конкурс они получали награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может работать без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает этих детей из колеи.
Слайд 71Не отбирайте гаджеты.
Они в них живут. По результатам исследования британской компании
ChildWise, представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Постановка задач в программах, сервисах и коммуникаторах действует на них лучше совещаний. Меняйте инструменты, используйте как можно больше новых технологий. Не заставляйте их вести бумажные графики и отчеты, не отнимайте у них возможность соцсетей. Это все увеличит их эффективность и интерес к работе.
Слайд 72Займите их досуг.
Поколение привыкло к развлечению. С детства информацию подавали с
плясками и бубнами. Представители поколения Z не делают из работы культа: они для себя важнее. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. Если учеба или работа предоставит развлечение и развитие,
они будут ей преданы.
Слайд 73Найдите им друзей.
Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное
общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Открытые и общительные внешне, они совершенно не умеют строить отношения. Вовлекая их в коллектив, помогая им почувствовать себя частью класса-семьи, вы даете им то, чего им так не хватает. Здесь помогают действовать соц.сети, СМИ, порталы и группы, которые позволяют участникам чувствовать себя в стае.
Слайд 74Чётко оговаривайте дедлайн.
Поколение понимает, что такое сроки, но из-за постоянной прокрастинации
часто их нарушают. Четко оговаривайте сроки заданий и штрафы за их несоблюдение. Установите строгий, но справедливый контроль действием. Лентяи отсеются сами.
*(Прокрастина́ция (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради[1]) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам[2].)
(дедлайн – линия крайнего окончания дела, окончательное завершение)
Слайд 75Ключевая деятельность современного подростка
школьники подросткового возраста через активность в виртуальной среде
стремятся к формированию в ней собственного, как правило, эгоцентричного сообщества. Этому процессу присуща ярко выраженная рефлексия в начальной стадии, когда индивид, пришедший к социальному самосознанию, еще не выработал высокого уровня внутреннюю самооценку и стремится базировать ее на внешних рецензиях.
Создание оригинального медиаконтента является превалирующей в деятельности современного подростка в Интернете.
не менее половины респондентов акцентируют свои компетенции в области обработки визуального и видеоконтента и готовы высказываться публично. Почти половина достаточно высоко оценивает свои возможности как составителей тестов, в том числе в стихотворной форме. Такая констатация стремления к публичности и публикации собственных продуктов интеллектуального труда может быть отмечена как индивидуальная черта подрастающего поколения.
Слайд 76Зомбированность или
медийная компетентность?..
Таким образом, ограничение круга интересов и контактов, как
мы можем заключить, приводит часть современных подростков к некоторой «зомбированности», отторжению непривычного, не укладывающегося в повседневные стереотипы, определяемые средой и характером общения. Эта ограниченность не зависит от возраста подростков. По форме анализа медиатекста исследования показали наличие некоторого «порога зрелости» испытуемых, наблюдаемого с уровня 9 класса. Суждения в отношении медиатекста, которые приводят учащиеся 6–8 классов и девяти-одиннадцатиклассники, показывают различный уровень философского обобщения глубины анализа медиатекста.
Слайд 77Увеличение объёма информации
Увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной
стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию, вызывая информационный шок». Поэтому необходимо в школах вводить предмет по медиаграмотности. И этот вопрос остаётся пока открытым.
Слайд 78Литература.
1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: Монография / И.В. Жилавская. М.: РИЦ
МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 242 с.
2. Записки маркетолога. Медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/m/media/index.php
(Дата обращения: 11.05.2015 г.).
3. Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.html
(Дата обращения: 11.05.2015 г.)
4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
5. Горюнова Ольга. Медиа. История экспансии. Текст лекций. 2001–2014 гг.
6. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
7. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.
8. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.
9 http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html
10. http://base.garant.ru/12188176/
11. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.
12. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР,2001 г.
13. Журнал «Медиаобразование» 2009 г. № 4. http://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/0/59___2009_N_4.pdf
14.. http://www.rae.ru/forum2012/230/2678
15.
Слайд 79Используемые медиаресурсы.
http://happy-just.ru/wp-content/uploads/2016/04/druzheskoe-obshhenie-e1461869666487.jpeg
http://восточный-вектор.рф/wp-content/uploads/2015/10/mediaobrazovanie.jpg
http://fotohomka.ru/images/Dec/01/6651c7d7f20725cb58b64d41e5177c6c/mini_7.jpg
http://www.miasskiy.ru/wp-content/uploads/2015/10/images__news_2015-10_66356437_element724112misc0.jpg
http://bigslide.ru/images/20/19698/831/img5.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-_LT1NK9b8mc/VTS1YiH4yzI/AAAAAAAAIHM/TDoWjCwsgQ8/s1600/%D0%9C%D0%95%D0%94%D0%98%D0%90%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%2B(13).png
http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/53/47979/img13.jpg
http://ttu.rushkolnik.ru/tw_files2/urls_56/9/d-8043/img8.jpg
http://dkhshmga.muzkult.ru/img/upload/2832/image_image_850904.jpg
https://medialiteracylakehead.files.wordpress.com/2009/11/new-all-media2.jpg
http://socnews.by/wp-content/uploads/2015/04/29.jpg
http://kzndeti.ru/userfiles/picoriginal/img-20160405120934-313.jpg
http://i081.radikal.ru/1206/ee/2917395b29bd.jpg
http://nmgazeta.ru/sites/default/files/styles/large/public/field/image/0.jpg?itok=wYyD1Kth
http://ria56.ru/uploads/posts/820x460_tr/7836.jpg
http://shop.deviceauto.ru/image/data/GADJET/23a11be00ead4941b6a1995b183ae553.jpg
http://heaclub.ru/images/heaclub/2016/02/gadzhet11.jpg
http://user.vse42.ru/files/P_S1280x768q80/Wnone/ui-5658226a223870.95602411.jpeg
http://ugranow.ru/wp-content/uploads/2016/01/16realphoto.jpg
http://kroha03.ru/sites/default/files/catalog/deti-i-gadzhety.jpg
http://bm.img.com.ua/berlin/storage/orig/6/77/526751ee8ea8acc8614a8d462984d776.jpg
http://m.b17.ru/foto/uploaded/46bed9f89116fe06eb5c980a911505a6.jpg
http://media.professionali.ru/processor/topics/original/2014/06/20/dratsja-knigami.jpg
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=13412
http://static-web-0.kspu.ru/web/images/2014/03/19/e4bb2e738f234e7b47bf2d1ad2d55e10/7101_medium.jpg
http://cars-detal.ru/ppt/imgs/560cb406dceeb.jpg
http://avito.kz/files/images/items/14/14614zcbc08380.jpg