Слайд 1
Методические рекомендации по преодолению ошибок на письме
Слайд 2
Дисграфия – частичное расстройство письма.
Основными симптомами дисграфии является
наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учащихся не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни.
Слайд 3Выделяют 4 группы нарушений письма:
Первый год обучения – трудности в овладении
письмом.
2. Начало 2 года обучения – нарушение формирования процесса письма.
3. Второе полугодие 2-го года обучения – дисграфия.
Слайд 4Акустическая дисграфия.
Проявления - замены букв, соответствующих фонетически близким звукам:
-свистящих и шипящих:
споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел;
-звонких и глухих: гусь-кусь, зуб-суб, жук-зук;
-аффрикаты и их компоненты, входящие в состав: печка-петька, цветок-светок, щётка-счетка;
Слайд 5Акустическая дисграфия.
-неправильное обозначение мягкости согласных на письме из-за недифференцированности твердых и
мягких согласных звуков: письмо-писмо, мяч-мач, весла-восла;
-замены гласных в ударном положении: лес-лис, туча-точа, дома-тума.
Слайд 6Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.
Проявления –
искажения структуры слов и предложений на письме. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слов:
-пропуски согласных при их стечении в слове: диктант – дикат;
-пропуски гласных: собака-сбака;
-перестановки букв: тропа-прота, окно-кано;
-добавления букв: таскали-тасакали;
Слайд 7Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.
-добавления букв:
таскали-тасакали;
-пропуски, добавления, перестановки слогов: комната-кота, стакан-ката.
Трудности деления предложений на слова проявляются слитным написанием слов, особенно предлогов с другими словами: идет дождь -идедошь, в доме-вдоме;
Слайд 8Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.
- слитным
написанием слов: Белая берёза растет у окна – Белабе заратет ока;
- раздельным написанием приставки и корня слова: наступила – на ступила, пришла – при шла.
Слайд 9
Аграмматическая дисграфия.
Аграмматизмы на письме проявляются:
- в искажении морфологической структуры слова, заменой
префиксов, суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки, котята – котенки;
- в изменениях падежных окончаний: много стульев – много стулов, много деревьев – много деревов;
- в нарушении предложно-падежных конструкций: на столе – на столом, в кухне – в кухня;
Слайд 10
Аграмматическая дисграфия.
- в изменении падежа местоимений: около него – около ним;
-
в нарушении согласования: пять деревьев – пять деревы, белый дом – бела дом;
- в нарушении синтаксического оформления: трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения порядка слов в предложении.
Слайд 11Оптическая дисграфия
Проявляется заменами и искажениями букв на письме: смешения
букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов: в-д, н-п, т-г, ш-т;
-букв, включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами: ш-щ, п-т, х-ж, б-д;
-зеркальным написанием букв: с-е, э-е,
З-Е.
Слайд 12Выделяют 4 группы нарушений письма:
Первый год обучения – трудности в овладении
письмом.
2. Начало 2 года обучения – нарушение формирования процесса письма.
3. Второе полугодие 2-го года обучения – дисграфия.
4. Третий год обучения – дизорфография.
Слайд 13
Дизорфография – эта речевая патология вследствие речевого недоразвития и характеризуется большим
количеством орфографических ошибок на письме.
Выделяют морфологическую и синтаксическую дизорфографию.
Слайд 14Упражнения для устранения дисграфических и дизорфографических ошибок
Формирование языкового анализа и синтеза
Определи
количество звуков в словах.
Маска пламя яма гусь река
Мячик енот вальс клоун часы
Расшифруй слова, переставив слоги местами.
сё — гу — нок год — я — ка ря — ко — га
нё — нок — яг шо — нок — мы лё — нок — ос
Определение количества слогов в словах
Куры, курица, лужа, вымыла, водила, карандаш
Слайд 152. Дифференциация фонем
Запиши слова, поставив в конец слова букву били
п.
ра… хра… кли…
поли… гор… сру…
стол… хри… ду…
Запиши слова, поставив в конец слова букву д или т. Какие проверочные слова ты подобрал?
Верблю… спру… гра… вин…
Тор… горо… бутербро…
Замени твердый согласный в середине слова на мягкий и наоборот.
Банка - …, уголки - …, полка - … .
Слайд 163. Преодоление аграмматизмов
Подскажи словечко. Составь новые словосочетания по образцу.
ведро из железа
— железное ведро шуба из меха —
суп из грибов — подливка из гороха —
Закончи предложения, отвечая на вопросы.
Шьют (чем?) … . Рисуют (чем?) … .
Едят (чем?) … . Женя читает (кому? Что?) … … . Рита рисует (что? Кому?) … … . Маляр красит (что? Чем?) … … .
Составьте предложения из данных слов.
Под, срубили, елку, корень.
Щука, большая, под, ушла, воду.
Слайд 174. Преодоление оптического недоразвития.
Дифференциация букв И-У
Найдите и исправьте ошибки в записи
предложений.
Я выглянул на улуцу. В килаке жижжут жик. Лусуца бродит по леси. Дризья кунились в води.
Вставьте пропущенные буквы «и», «у».
Кл…мба, стр…ж… , стр…жк… , скр…тить, ср…бил…, др…г…е, …лыбк… , кр…т…зна.
Выберите подходящую букву.
Ёлка.
В школ (у, и) пр(и, у)везл (и, у) ёлк(у, и).
Это была п(и, у)шистая красав(у, и)ца.