Слайд 1Краевое государственное казённое образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-
интернат № 11»
Выступление на педагогическом совете
Логопедические заключения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рекомендации по работе
О.А. Савицкая, учитель- логопед
Слайд 2Федеральный государственный стандарт образования предусматривает
Создание условий для эффективной реализации и освоения
обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями АООП)в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся
Слайд 3одно из условий индивидуального развития обучающихся
Коррекция недостатков речи
Знание специфики и тяжести
речевого нарушения
Слайд 4Специфика речевого дефекта обучающихся с умственной отсталостью
Нарушена вся система речи: звуковая
сторона (фонетика и фонематика) и смысловая (лексика и грамматика)
!!!Системное нарушение характерно и для общего недоразвития речи (ОНР)
Системное недоразвитие речи (СНР)
Слайд 5Различие ОНР- СНР
Общее недоразвитие речи
Системное недоразвитие речи
При сохранном интеллекте
Порциальные нарушения в
КГМ (речевых зон)
Прогноз благоприятен. Возможно полное исправление речевого дефекта
При умственной отсталости (наличие заключения психиатра)
Тотальное поражение КГМ
При видимом благополучии в формировании звуковой стороны речи, семантическая (смысловая сторона) не достигают границ нормы
Слайд 6Характеристика СНР тяжёлой степени
Отсутствие связной речи или её тяжёлое недоразвитие (1-2
предложения вместо рассказа)
Фраза- 1-4 лепетных усеченных слова, понятная только в конкретной ситуации
Понимание – доступны простые социально- бытовые инструкции, простые вопросы
Понимание грамматических изменений слов- не понимает ед-мн, м-ж, предлоги, уменьшительно- ласкательное значение
Полиморфное нарушение звукопроизношения (нескольких групп звуков)
Грубое недоразвитие фонематических процессов ;
Ограниченный словарный запас (быт и ближайшее социальное окружение)
Выраженные аграмматизмы (согласования, словообразования)
Нарушены все формы речи (сопряжённая, отраженная, автоматизированная, номинативная)
НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ/аграфия, алексия
Слайд 7Характеристика СНР средней степени
Связная речь- рассказы и пересказы только на наглядной
основе (пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий
Фраза – простая, могут быть простые союзы, часто однословная, неполная по составу, спонтанно лучше, чем произвольно
Доступно понимание 2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений. Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений, вопросов и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Понимание грамматических изменений слов-Различает формы ед-мн.ч существительных и глаголов, формы м и ж рода глаголов прошедшего времени, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, уменьшительно- ласкательные формы существительных.
Звукопроизношение (мономорфное, полиморфное, смешение автоматизированных звуков)
Фонематические процессы-доступны простые формы (первый и последний звук, количество слогов в знакомых двух- трехсложных словах)
Словарь – беден, частично доступно простое обобщение, антонимы с тудом, синонимы не подбирает
Грамматика- трудности словобразования и словоизменения
Выраженная дислексия, дисграфия
Слайд 8Характеристика СНР лёгкой степени
Связная речь- пропуски второстепенных смысловых звеньев, непоследовательность и
неполнота изложения
Спонтанная фраза - распространённая, с усложнением, с единичными аграмматизмами. Доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно. В произвольной речи часто используется упрощённая фраза.
Понимание обращённой речи значительно развивается. Наблюдаются значительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов.
Звукопроизношение – не нарушено/мономорфное
Фонематические процессы-Фонематическое восприятие в основном сформировано, но нередко незначительно затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Фонематический анализ и синтез в основном сформированы, однако наблюдаются затруднения в определении количества и последовательности звуков в слове, слов в предложении на сложном речевом материале; неустойчивость основных понятий.
Словарный запас беден. Владеет простым обобщением. Номинации недостаточно устойчивы. Антонимы и синонимы подбирает с незначительными ошибками. Пассивный словарь больше активного.
Дислексия, дисграфия
Слайд 9Нарушения письменной речи у школьников с умственной отсталостью
Дисграфия (сложная форма)
Дислексия (сложная
форма)
Дизорфография (неусвоение правил орфографии)
Заключение о нарушении письменной речи выносится со второго полугодия 2 класса
Слайд 10Рекомендации по развитию речи
СНР тяжелой степени
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Демонстрация работы речевых
органов при произнесении слов
Произнесение по слогам
Формирование словарного запаса
Добиваться фразы из двух слов (сущ+глагол)
Слайд 11Рекомендации по развитию речи
СНР средней и лёгкой степени
Расширение словарного запаса за
счёт глаголов, прилагательных, наречий
Постепенное увеличение количества слов в предложении (прилагательные, наречия)
Словообразование
Уменьшительно- ласкательные формы
Множественное число
Предложно- падежное управление (контроль употребления окончаний)
4. Согласование (сущ+глагол в прош.вр., сущ+прилаг)
5. Произнесение сложных слов по слогам